Вся библиотека >>>

Оглавление книги >>>

 


Журнал «Твоё здоровье»


Издательство Знание 2/1997

 

Сквозь призму йоги: азбука натуропата

 

 

НАТУРОПАТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ РАССЛАБЛЕНИЯ

 

Релаксация представляет собой состояние, противоположное физической деятельности. Так же, как важны упражнения, так же важна и релаксация (расслабление). Это два взаимодополняющих фактора.

Отдых является природным целительным процессом, а наиболее совершенный отдых приходит к нам во время сна. Сон представляет собой период бессознательности, в котором достигается совершенное расслабление.

Исцеляющий эффект и восстанавливающий имеют свою наибольшую силу именно во время отдыха организма.

Голодание представляет собой полный отдых пищеварительной системы. Полный контроль во время сна берет на себя в организме симпатическая нервная система. Во время бодрствования функционирует также цереброспинальная система. Во время состояния полного расслабления нервная система получает космические радиации, которые оживляют тело и восстанавливают потраченную энергию.

В неестественных и негигиенических условиях совершенно необходимо периодически расслабляться, чтобы освободить мышцы и ткани от внутреннего напряжения.

Техника расслабления может быть изучена несколькими путями. Если человек находится в состоянии напряжения и умственной неуравновешенности, то, чтобы овладеть полным расслаблением, имеет смысл искать помощи и наставления у знающих людей. Для среднего человека, не желающего идти дальше простейшей практики, этого вполне достаточно.

Лучшее время для расслабления — сразу же после трапезы.

Лягте на пол на спину, вытянув руки и ноги вдоль тела, ладонями вверх.

Мягко закройте глаза и немного улыбнитесь. Дыхание очень медленное, с использованием брюшного метода.

Как только вытянетесь, думайте о воздухе, который входит в легкие и живот. Когда живот поднимается, воображайте воздух, входящий в него, затем следуйте за воздухом мысленно при выдохе. Живот должен спасть, когда воздух выдохнут.

Лучше всего практиковать расслабление в темноте, в прохладе, в совершенно уединенном месте, чтобы ничто не раздражало.

После краткого периода релаксации вы почувствуете себя освеженным и укрепленным.

Релаксация представляет собой сознательный процесс, мы должны учиться делать это. До тех пор пока мышцы находятся в напряжении, не может быть никакой релаксации. Если даже напряжена только часть из них, вы должны попытаться снять это напряжение и прийти к расслаблению. Только таким путем можно познать разницу между напряженным и расслабленным состоянием.

Хотя эта краткая экскурсия в область естественных сил природы весьма ограниченна, но результаты, которые можно получить от правильного использования солнца, воздуха, земли и расслабления, фактически безграничны. Каждый из рассмотренных факторов чрезвычайно важен для здоровья и должен быть использован полностью независимо от того, является организм больным или здоровым. Но те же самые силы, которые необходимы для поддержания здоровья, вдвойне необходимы для организма, когда здоровье утеряно.

Все эти естественные силы имеют для человека то преимущество, что освобождают его от бремени нездоровья. И если пища стоит денег, то солнце, воздух, землю и расслабление можно найти повсюду.

Естественные жизненные привычки и естественное лечение заключают в себе использование этих сил в правильном сочетании. Используемые односторонне, они приведут к односторонним результатам. Если же все силы природы сочетаются умно и правильно, то результаты, к которым они приводят, поразительны.

 

ЙОГИЧЕСКИЕ РАССЛАБЛЕНИЕ И ПОКОИ

 

Речь идет о науке освобождения мышц от напряжения, составляющей весьма важную часть философии Хатха-Йоги. Многие из йогов посвящают немало труда и забот этой стороне своего учения.

На первый взгляд мысль о том, чтобы обучать людей отдыху, может показаться нелепой: неужели человек сам не сумеет сделать такой простой вещи, как ослабить напряжение своих мышц? И это окажется справедливым лишь отчасти. Природа в совершенстве учит нас отдыхать и успокаиваться; и ребенок — великий знаток этого дела. Но, вырастая, мы приобретаем массу искусственных привычек и утрачиваем те, которые продиктованы природой. И вот теперь приходится обращаться за помощью к наставлениям йогов.

Каждый врач может привести несколько очень интересных свидетельств, говорящих о том, что люди весьма плохо понимают основные правила и принципы отдыха, и он скажет, что больший процент людей с нервными расстройствами обязан последними полному незнанию того, что значит «отдых».

Отдых и спокойствие, расслабление мышц далеки от «праздности», «лености» и т.п. Напротив, те люди, которые вполне овладели наукой об отдыхе, обыкновенно оказываются наиболее деятельными и энергичными — они лишь не теряют энергии даром, каждое движение у них идет в счет.

Рассмотрим вопрос об освобождении мышц от напряжения и попробуем уяснить себе, что это значит.

Для того чтобы лучше понять это, рассмотрим сначала противоположное состояние мышц — их сокращение, или напряжение. Желая напрячь мышцу, чтобы произвести какое-либо действие, мы посылаем из мозга в мышцу импульс. Вместе с этим импульсом в мышцу передается добавочный поток праны, и мышца сокращается. Прана по двигательному нерву доходит до мышц и заставляет концы их сближаться друг с другом, и, передавая таким образом усилие конечности или части тела, которую хотим двинуть, приводит мышцы в действие.

Если мы хотим передвинуть ручку на столе, наше желание проявляется действием мозга, посылающего поток праны в определенные мышцы правой руки, кисти и пальцев, и мышцы, сокращаясь, позволяют захватить ручку и сдвинуть ее в заданном направлении. То же самое происходит и при всяком действии тела, сознательном или бессознательном.

При сознательном акте умственные способности посылают соответствующее оповещение инстинктивному уму, который немедленно повинуется и посылает поток праны в надлежащую часть тела. При бессознательном движении инстинктивный ум, не ожидая приказаний, сам берется за дело, он сам и отдыхает, и выполняет приказы. Но каждое действие, сознательное или бессознательное, расходует известное количество праны, и если это количество превышает запас, обыкновенно накопляемый в себе организмом, то человек слабеет и «изматывается», «изнуряется».

Утомление же отдельных мышц — вещь несколько иная: она происходит от непривычной работы, которую им пришлось выполнять, а также от повышенного количества праны, направленного в мышцы для их сокращения.

До сих пор мы говорили о тех движениях тела, которые вызваны сокращением мышц вследствие притока в них праны. Но есть еще и иная форма расходования праны и соответственно износа и траты мышечной ткани, и эта форма большинству людей неизвестна. Поясним мысль, сравнив потерю праны с утечкой воды из бассейна, в котором неплотно закрыт сток, в результате чего вода убывает из него с каждым часом. Так вот, то же самое происходит все время у многих из нас: мы позволяем пране убывать беспрерывной струей, вызывая утомление и разрушение в мышцах, а за ними и во всем организме, включая мозг.

Известна основная аксиома психологии: «Мысль принимает форму в действии».

Наше первое побуждение, когда мы хотим выполнить какое-либо действие, — это сделать мышечное движение, необходимое для выполнения действия, порождаемого мыслью. Но следующая мысль может удержать нас, и мы этого движения не делаем, ибо вторая мысль объясняет нежелательность данного действия и внушает необходимость это движение подавить.

Так, при вспышке гнева может появиться желание ударить рассердившего нас человека. Мысль едва только пробежала в мозгу, и мы еще не успели совершить действие, но прежде чем мышцы придут в движение, благоразумие заставляет подавить импульс (все это происходит в течение доли секунды) — и противоположная игра мышц задерживает действие первого побуждения.

Оба действия — приказывающее и отменяющее приказ — происходят так быстро, что ум не может уловить никакого движения, и тем не менее мышца уже начала дрожать ударным импульсом, когда тормозящий импульс произвел обратное влияние и задержал действие.Тот же импульс, но в еще более утонченной форме, вызывает незначительный приток праны в мышцу и производит легкое мышечное сокращение.

Неконтролируемые мысли, появляющиеся в нашем мозгу, сопровождаются в теле такой именно нервно-мышечной работой, при этом происходит постоянная потеря праны и — как следствие — беспрерывный износ и разрушение нервной системы и мышц.

Многие люди с возбужденным, раздражительным, неустойчивым характером держат свои нервы в постоянной деятельности, не давая им никакого отдыха, и мышцы их все время напряжены вследствие несдерживаемых и неконтролируемых движений ума. Мысли облекаются формой в действия, и у человека с таким темпераментом и подобными привычками мысли постоянно вызывают направленные в мышцы токи и затем сейчас же — другие токи, отменяющие совершение действия.

И напротив, человек, спокойный от природы или выработавший в себе сдержанный, находящийся под контролем воли характер, не будет иметь подобных импульсов, а стало быть, и не подвергнется последствиям их. Сдержанный и уравновешенный, он совершает достойно свой путь в жизни и не позволяет своим мыслям перескакивать с предмета на предмет. Он господин своих мыслей, а не раб их.

Постоянные попытки возбужденных мыслей выражаться в действии и подавление этих попыток часто превращаются в регулярную привычку, становящуюся хронической. Но когда нервы и мышцы постоянно находятся в напряжении, то происходит постепенное истощение жизненности, или праны, во всем организме. Многие мышцы у таких людей находятся в напряженном состоянии, а это означает, что к мышцам постоянно, без всякой надобности приливает сильный поток праны, и нервы, передавая прану, находятся в непрерывной работе.

Рассказывают, что одна добрая старушка предпринимала время от времени поездку по железной дороге в ближний городок. Удовольствие было для нее, видимо, так редко, и ей так хотелось поскорее доехать до цели, что она не могла спокойно оставаться на месте, углубившись в комфортабельном сиденьи, а сидела на самом его краю, нагнувшись вперед, и в таком положении совершала весь путь. Она внутренне старалась помочь поезду, мысленно понукая его и направляя скорее к цели. Мысли этой старушки были настолько устремлены к конечному пункту ее пути, что принимали форму в действии и заставляли ее мышцы напрягаться, вместо того чтобы отдыхать во время путешествия.

Многие из нас поступают так же: мы нетерпеливо стремимся вперед, когда перед нами есть какая-нибудь цель, и так или иначе все время напрягаем свои мышцы. Мы сжимаем кулаки, хмуримся, поджимаем или кусаем губы, стискиваем челюсти и-т.д., выражая свое умственное состояние физическим действием.

Все это ведет к пустой трате сил. Так же, как и дурная привычка выбивать пальцами «барабанную дробь» по столу или по подлокотнику кресла, вертеть большими пальцами, хрустеть костями пальцев, стучать ногой об пол, жевать резинку, махать палкой, кусать карандаш и, наконец, но не в последнюю очередь — нервно раскачиваться в качалке. Все это и многое другое, чего не хватает времени и перечесть, — лишь напрасная, бесполезная трата сил.

Теперь, когда мы кое-что знаем о напряжении мыщц, давайте вновь вернемся к науке о расслаблении и покое.

Деятельность совершенно необходима для полного и эффективного выделения из организма токсических отходов. Разрушению и выведению изношенных клеток чрезвычайно способствуют регулярные физические упражнения.

Эффективность работы мышц зависит от качества клеток их составляющих, а также

при ее сокращении, струя эта очень мала). В спокойном состоянии мышцы и нервы отдыхают, прана накопляется и сохраняется в организме вместо того, чтобы непроизводительно' расходоваться.

Состояние мышечного покоя можно наблюдать у маленьких детей, а также среди животных. И некоторые из взрослых обладают им, и заметьте себе, что такие люди обыкновенно отличаются выносливостью, крепостью, силой и жизненностью.

Праздность не является состоянием покоя, между покоем и «бездельем» существует громадная разница. Покой — это ощущение всем телом отдыха в промежуток от вызываемых работой усилий; благодаря отдыху работа исполняется лучше и с меньшими усилиями. Праздность же — это следствие умственного нерасположения к работе и вытекающее из этого состояния действие (или бездействие) как выражение такой формы мысли.

Человек, хорошо понимающий, что такое покой и сохранение энергии, работает всегда лучше других. Каждое усилие, затрачиваемое им, производит соразмерный ему объем работы, он не теряет, не разбрасывает и не расточает своих сил впустую. Средний же человек, не понимающий закона отдыха, затрачивает от трех до двадцати пяти раз больше энергии, чем нужно для выполнения его работы, все равно какая она — умственная или физическая. Если вы сомневаетесь в этом утверждении, то взгляните на окружающих людей: сколько они делают ненужных движений, преувеличенных жестов и т.п. Они внутренне не держат себя в руках, и результатом этого является физическая расточительность.

мышц, часто обращают внимание своих учеников на кошку или иных животных кошачьей породы — пантеру или леопарда. Наблюдали ли вы когда-нибудь отдыхающую кошку? Видели ли кошку, затаившуюся у мышиной норы?

Если да, то, конечно, вспомните, в сколь удобном, непринужденном и грациозном положении она сидит: в ней незаметно ни малейшего напряжения мышц, ни малейшей напряженности или скованности в позе. Это прекрасная картина сильной жиз-

Йоги-гуру, или учителя, собирают класс своих учеников, занимающихся не по книгам, а со слов учителя, уроки обыкновенно даются наглядно, с натуры и иллюстрируются практически, примерами, чтобы идея лучше закрепилась в уме ученика, ассоциируясь с каким-нибудь материальным предметом или живым существом.

Заметьте у нее совершенное отсутствие движения в мышцах и «взвинченности» нервов. Нервы у нее не «на пределе», и сама она не смогла бы «взмокнуть» от волнения. Действующий механизм не напряжен ожиданием. У кошки не существует напрасного движения или натянутости: все в ней готово к действию, и когда приходит миг его, прана устремляется в свежие мышцы и добрые нервы, и действие следует за мыслью, как искра.

И действительно, без способности к покою и расслаблению не может быть и большой силы к совершению быстрого и целесообразного действия. Люди, которые суетятся, волнуются, буквально «дымятся» от злости и топают ногами, не принадлежат к числу лучших работников. Они расходуют себя, прежде чем наступит время действия. Человек, на которого можно положиться в работе и любом деле, это тот, который всегда пребывает в покое и умеет сохранять спокойствие.

Пусть, однако, и суетливые люди не отчаиваются: способность к покою и отдыху можно выработать в себе, приобретая ее, как и все иные драгоценные «дары», с помощью желания и упражнения.

Далее будут даны несколько простых указаний тем, кто на самом деле желает усвоить для себя науку о покое.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ В НАТУРОПАТИИ

 

Внешние функции организма, такие, как передвижение, ходьба, бег, плавание, прыжки, выполняются путем попеременного сокращения и растяжения мышц, прикрепленных к костям и предназначенных для этой работы. Одни мышцы расширяются, другие — сокращаются, и таким образом осуществляются движения; третий вид мышц производит скручивающие движения. Именно они дают возможность выполнять физическую работу или двигаться в спортивных играх.

Мышечные ткани, окружающие костную структуру организма, поддерживают ее прямой, обеспечивают ей правильное положение и целостность. Мы должны стремиться к полнейшей подвижности, каждый сустав должен двигаться легко и быстро.

Особенно это касается позвоночника, так как нервы и кровеносные сосуды берут свое начало из маленьких отверстий в сочленениях позвоночника. Совершенно необходимым условием является то, чтобы позвонки находились в правильном положении.

Каждый позвонок определенным образом связан с другим. Если мышцы, поддерживающие позвонок, ослабли, затвердели или сократились, то очевидным последствием будет неравномерное натяжение мышц. Это приведет к искажению позиции позвонка. Когда он находится в таком положении, то появляется давление на нервы и кровеносные сосуды, а это, в свою очередь, ведет к неправильному кровоснабжению той области, которая питается данными сосудами, или же к неправильному отводу продуктов распада из этой части. И то, и другое ведет к болезни.

Если жить естественной жизнью, то, возможно, и необязательны занятия упражнениями. Но, живя в неестественных условиях, мы страдаем от многочасового напряжения в неудобных позах. Чтобы в какой-то мере предупредить отрицательные последствия подобного положения вещей, следует выполнять короткую программу упражнений. Все упражнения должны следовать естественным законам.

 

ЙОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И УПРАЖНЕНИЯ РЕЛАКСАЦИИ

 

Мысли принимают форму в действии, а действия снова влияют на ум. Мы уже много узнали о влиянии ума на тело, но не должны также забывать, что и тело, его положения и позы оказывают обратное действие на ум и вызывают те или иные умственные состояния. Рассматривая вопрос об отдыхе тела, мы обязаны помнить обе эти истины.

Многие вредные и безрассудные привычки и напряженное состояние мышц вызываются умственными состояниями, выливающимися в форму физического действия. И, с другой стороны, многие умственные состояния, прямо или косвенно, вызваны дурными привычками тела, и т.д.

Когда мы сердимся, эмоция может проявиться как сжимание кулаков. И, с другой стороны, если мы будем культивировать в себе привычку сжимать кулаки, хмуриться, стискивать зубы и принимать грозный вид, то легко будем способны с помощью подобных движений приводить свой ум в такое состояние, что любая самая ничтожная вещь станет повергать нас в ярость. Все по опыту знают, что если заставить себя улыбаться и некоторое время удерживать эту насильственную улыбку на губах и во взоре, то через пару минут и в самом деле создается настроение улыбки.

Один из первых шагов в избавлении от вредной привычки мышц к постоянному сокращению, каковая ведет к потере праны и износу нервов, заключается в выработке спокойного и ровного настроения ума. Этого вполне можно добиться, хотя поначалу дело и может пойти с трудом. Но в конце концов вы будете щедро вознаграждены за потраченные время и труд.

Умственного равновесия и спокойствия можно добиться путем искоренения в себе привычки волноваться и гневаться. Чувство страха, разумеется, еще опаснее, чем волнение и гнев, но так как более часто приходится иметь дело с гневом и волнением, каковые являются элементарными состояниями ума, то мы и начинаем именно с

ни

Йог приучается с юности уничтожать и подавлять в себе обе эти эмоции, поэтому когда развивает в себе полноту сил, отличается абсолютной ясностью и спокойствием и имеет вид могучий и крепкий. Он производит такое же впечатление, как гора, море или какое иное из проявлений сдержанной мощи. В присутствии йога чувствуется, что перед вами в состоянии полного покоя находится величавая сила и крепость.

Йог считает гнев недостойной эмоцией, естественной для млекопитающих или для дикарей, но совершенно неуместной у развитого человека. Йог смотрит на гнев как на временную болезнь и жалеет того человека, который настолько теряет самообладание, что впадает в ярость. Йог знает, что гневом нельзя ничего достичь, что гнев лишь бесполезная потеря энергии и в высшей степени вредная для мозга и нервной системы. Кроме того, гнев является ослабляющим фактором в нравственной природе и духовном росте человека.

Все это, однако, не значит, будто йог — робкое существо, лишенное всякого «стержня». Напротив, йог не ведает, что такое страх, и спокойствие его инстинктивно ощущается как признак силы, а не слабости.

Замечали ли вы когда-нибудь, что особенно крепкие люди почти никогда не бывают шумными и бранчливыми? Шуметь и браниться они предоставляют людям слабым, желающим прослыть за сильных. Волнения йог также изгнал из настроений своего ума. Он сумел постичь, что беспокойства ведут лишь к безрассудной трате сил, а это не только не идет на пользу, но и всегда приносит вред.

Йог серьезно обдумывает подлежащие его решению проблемы и оценивает препятствия, которые ему нужно преодолеть, но он никогда не унижается до того, чтобы мучиться и предаваться волнению. Йог слишком хорошо знает свою натуру и собственную силу, чтобы позволить себе терзаться. Он постепенно освободился от этого проклятия, и учеников своих учит тому, что освобождение от гнева и волнений есть первый шаг на пути совершенствования.

Подчинение себе недостойных эмоций низшей природы составляет, собственно, часть других разделов философии йога, но поскольку человек; свободный от гнева и треволнений, соответственно с этим освобождается и от главных причин, вызывающих непроизвольное сокращение мышц и износ нервов, то власть над низшими эмоциями имеет прямое отношение и к вопросу об отдыхе.

У находящегося во власти гнева, мышцы натянуты от ставших хроническими непроизвольных импульсов, посылаемых в мышцы мозгом. Человек, поддающийся волнениям, постоянно находится в состоянии нервного напряжения и мышцы его напрягаются. Поэтому легко увидеть, что тот, кто освободится от этих ослабляющих эмоций, в то же время освободится и от большей части тех мышечных напряжений, о которых мы говорили выше.

А с другой стороны, умение отдыхать, т.е. избегать напряженного состояния в мышцах, окажет в повседневной жизни свое действие на ум и позволит вернуть себе нормальную уравновешенность и спокойствие. Это то самое правило, что позволяет «единым махом двоих побивахом».

Один из первых уроков физического покоя, который хатха-йоги дают своим ученикам, приводится ниже. Но прежде чем приступить к нему, мы бы хотели запечатлеть в уме читателя основное правило йогов в науке об отдыхе. Оно заключается в двух словах: «Освобождайте мышцы». Если вы вполне усвоите себе значение этих двух слов и будете в состоянии применять их на деле, то это значит, что поняли секрет учения йогов и овладели наукой об отдыхе.

 

<<< Содержание номера             Следующая статья >>>