Вся библиотека >>>

Оглавление книги >>>

 


Журнал «Твоё здоровье»


Издательство Знание 2/1997

 

Сквозь призму йоги: азбука натуропата

 

 

Пранический подход к питанию

 

Хитроумность природы в комбинировании различных средств для достижения одной цели и в умении сделать необходимое приятным проявляется в бесконечно большом количестве случаев. Приведем один из самых поразительных примеров этого рода.

Начнем с теории йогов об усвоении праны из пищи. Теория эта утверждает, что в пище как человека, так и животных содержится известная форма праны, которая совершенно необходима для поддержания силы и энергии, и что эта форма праны поглощается из пищи нервами языка, рта и зубов. Жевание пищи освобождает прану, размельчая частицы пищи на мельчайшие кусочки и передавая их таким образом в виде многочисленных «атомов» праны языку, рту и зубам.

Каждый атом пищи содержит в себе большое количество «электронов» пищевой праны, или пищевой энергии, причем частицы эти освобождаются при пережевывании пищи и под химическим действием некоторых сложных компонентов слюны. Присутствие их не подозревается, так как они неразличимы, но будущие исследователи научно докажут, что частицы эти, подобно электронам, действительно существуют.

Высвободившись из пищи, эта пищевая прана передается нервам языка, рта и зубов, быстро проходит по мягким тканям и костям и попадает в многочисленные запасники нервной системы, откуда по мере надобности она затем передается во все части тела, где идет на увеличение энергии и жизненной силы клеточек.

Вот в общих чертах эта теория, подробности которой мы постараемся разъяснить по ходу дела.

Зачем же нужно добывать прану из пищи, когда воздух буквально перенасыщен ею, и природа лишь понапрасну тратит время и труд, добывая прану еще и из пищи? Вот, однако, объяснение.

Как все электричество — электричество, так и вся прана — только прана. Но как есть различные виды электрических токов, оказывающих на организм совершенно различное действие, точно так же существует и несколько проявлений или форм праны, каждое из которых исполняет в физическом теле определенную работу. Прана из воздуха исполняет одни функции, прана из воды — другие, а та, что добывается из пищи, служит для исполнения третьих.

Вдаваться в подробные объяснения теории йоги здесь не место, поэтому ограничимся лишь общими положениями. Главным пунктом является то, что пища содержит в себе необходимую телу прану, получить которую можно лишь путем тщательного пережевывания пищи, вследствие чего делается возможным поглощение этой праны нервами языка, рта и зубов.

Теперь рассмотрим намерение природы, сочетавшей две важных цели в акте жевания и насыщения пищи слюной.

В первую очередь она стремится к тому, чтобы каждый кусок пищи был хорошо разжеван и пропитан слюною, прежде чем он будет проглочен, и пренебрежение этим отзывается на всем пищеварении, которое в таком случае становится не вполне нормальным. Однако жевание — та естественная функция человека, которой он стал пренебрегать вследствие противоестественных условий и требований, создаваемых цивилизованной жизнью.

Жевание необходимо для того, чтобы размельчить пищу, — это облегчает ее проглатывание, а также улучшает ее пропитывание слюной и пищеварительными соками желудка и тонких кишок. Жевание вызывает выделение слюны, что является одной из необходимых ступеней пищеварительного процесса. Слюна совершает ту часть работы, которую не может совершить никакой другой пищеварительный сок. Физиологи утверждают самым положительным образом, что пережевывание пищи и насыщение ее слюной являются предусловиями нормального пищеварения и составляют необходимую часть всего пищеварительного процесса.

Некоторые же специалисты пошли еще дальше и уверяют, что пережевывание пищи и пропитывание ее слюной имеют гораздо большее значение, чем полагают физиологи. Можно вспомнить, что один из авторитетов в этом вопросе, Горас Флетчер, американский ученый, приводит поразительные доказательства важности этой функции в жизнедеятельности тела. В действительности же он советует жевать особенным образом, который почти совпадает в данном случае с тем, как принято это делать у йогов.

Разница лишь в том, что Флетчер рекомендует свой способ, потому что он оказывает самые благоприятные последствия на пищеварение, йоги же делают это для поглощения из пищи праны. Но главное, что как тот, так и другие идут навстречу требованиям природы, чтобы пища была разжевана как можно мельче.

Пищеварительный процесс, облегченный обильным количеством слюны, и происходящее одновременно поглощение пищевой праны дают вместе с тем и большую экономию в расходовании сил.

Для вполне нормального человека жевание пищи является приятным процессом. Животное жует и пережевывает свою пищу всегда с видимым наслаждением, и ребенок сосет, жует и держит все во рту гораздо дольше, чем взрослый, пока наконец родители не начнут учить его есть, как едят все. Флетчер утверждает, что жевать пищу заставляет вкус, который дает удовольствие от принятия пищи. По теории же йогов, помимо вкуса, действительно играющего здесь весьма важную роль, есть и еще нечто неясное, некое неопределенное чувство удовлетворения, получаемого от держания пищи во рту; оно-то и заставляет нас перевертывать ее языком, пережевывать, сосать и потом уже совершенно размельченной незаметно для себя проглатывать.

Флетчер полагает, что пока в пище сохранилась хоть частица вкуса, в ней имеются еще питательные вещества, и в данном случае, мы считаем, он совершенно прав. Но все-таки полагаем, что, помимо этого, есть еще и то ощущение, которое, если научимся находить его, даст удовлетворение от долгого непроглатывания пищи. И это ощущение, утверждаем мы, продолжается до той поры, пока из пищи не выделится вся ее прана.

И если следовать (хотя бы частично) тому способу еды, какого придерживаются йоги, то легко понять, почему они вместо того, чтобы сразу проглатывать пищу, подолгу держат ее во рту, позволяя ей таять и растворяться. И каждый может уловить это ощущение как от той пищи, которая ничего собою особенного по вкусу не представляет, так и от той, которая пользуется личным предпочтением.

Описать это ощущение почти невозможно, так как в языках европейских народов нет слов для этого. Лучшее, что мы можем сделать, это привести сравнение, рискуя даже вызвать улыбку. Вот что мы имеем в виду: то чувство, какое иногда можно испытать в присутствии особо «магнетической» личности — это неописуемое ощущение заключается в том, что чувствуешь, как получаешь от нее силу и жизненность. У некоторых людей в организме так много праны, что они постоянно делятся ею с другими, передают ее другим. Недаром так приятно находиться в их обществе: люди крайне неохотно удаляются от них, просто не имея сил от них оторваться.

Это один пример. Другое ощущение ис-пытывается человеком вблизи того, кого он любит. Происходит обмен «магнетизмом» (мыслью, насыщенной праной), что действует весьма ободряюще. Поцелуй, сорванный с губ возлюбленной, настолько пронизывает человека «магнетизмом», что по телу пробегает трепет с головы до пят.

Эти примеры еще не вполне проясняют сказанное. Удовольствие, которое мы получаем, если едим правильно, объясняется не только одним удовлетворением вкуса, но и в особенности наличием того странного, своеобразного ощущения, какое мы испытываем во время поглощения «магнетизма», или праны, из пищи, что очень сильно напоминает ощущения, о которых упоминалось в предыдущих примерах, хотя пока человек не прочувствовал сходства в характере обоих проявлений энергии, сравнения эти и могут вызвать его улыбку или даже смех.

Кто победит в себе ложный аппетит (столь часто принимаемый за голод), тот сумеет, даже жуя сухую корку хлеба, вобрать в себя содержащуюся в ней питательность и не только получит известное удовольствие от ее вкуса, но и живо испытает то ощущение, о котором мы только что сказали.

Чтобы отвыкнуть от ложного аппетита и возвратиться к естественному голоду, требуется известная практика. Наиболее питательная пища будет наилучшим образом удовлетворять нормальному вкусу, причем нужно помнить, что пищевая прана содержится в пище в прямой зависимости от ее питательности, — еще один пример мудрости Природы.

Йог ест пищу медленно, пережевывая ее до тех пор, пока «чувствует» ее, т.е. пока она дает известное вкусовое ощущение. В большинстве случаев это ощущение продолжается все время, пока пища находится во рту, так как природа требует, чтобы пища растворялась медленно и медленно же проглатывалась.

Йог двигает челюстями медленно, так сказать, лаская пищу языком, и зубы погружает в нее любовно, ибо он понимает, что, извлекая из нее пищевую прану с помощью нервов рта, языка и зубов, он тем самым укрепляет и усиливает себя самого и пополняет запасы энергии в своем организме. В то же время йог сознает, что он должным образом подготавливает свою пищу к перевариванию в желудке и тонком кишечнике и доставляет своему телу строительный материал, необходимый для восстановления его клеточек.

Тот, кто будет при приеме пищи следовать способу йогов, получит из нее гораздо больше питательности, чем обыкновенный человек, так как пища отдаст ему максимум своей питательности, а у того, кто проглатывает ее лишь полупрожеванной и недостаточно смоченной слюной, многое будет пропадать даром и проходить через организм в виде бродящей и гниющей массы.

По способу же йогов, ничто не выходит из организма в виде отбросов, кроме действительно отбросов, и каждая частица питательности извлекается из пищи, а вместе с тем из «атомов» ее поглощается и значительно большее количество пищевой праны.

Пережевывание размельчает пищу на мельчайшие частицы, позволяя слюне проникнуть в нее и исполнить свою работу, а другим пищеварительным сокам оказывать на «атомы» пищи такое химическое воздействие, чтобы они освобождали пищевую прану, которая впитывается нервной системой. Движение, сообщаемое пище под влиянием работы челюстей, языка и щек во время жевания, заставляет все новые «атомы» ее приходить в соприкосновение с нервами, поглощающими во рту пищевую прану.

Йоги удерживают пищу во рту, медленно и тщательно пережевывая ее до тех пор, пока она не проглатывается почти невольно, что позволяет им в полной мере испытать ощущение наслаждения от поглощения праны. Каждый может проверить это на себе, взяв в рот кусок пищи и медленно жуя его так, чтобы тот таял во рту, подобно куску сахара. При этом можно только удивляться тому, как почти незаметно производится глотание пищи: в ходе жевания она постепенно отдает свою прану, а затем медленно тает и достигает желудка.

Возьмите, например, кусок хлеба и начните тщательно жевать его, чтобы посмотреть, сколько пройдет времени, прежде чем его проглотите. Окажется, что вовсе не придется «глотать» его, как то обыкновенно делаете, когда едите; хлеб будет исчезать постепенно, независимо от воли, превратившись сперва в мягкую кашицу. И из такого куска хлеба каждый получит питательности в два раза больше, чем если он съест его обычным порядком, а количество поглощенной пищевой праны будет в три раза больше, чем всегда.

Другой интересный опыт можно проделать с молоком. Молоко — жидкость и, конечно же, не нуждается в измельчении, как того требует твердая пища. И все-таки остается точно установленный факт, что кружка молока, выпитая залпом, не даст и половины той питательности, какую можно получить от того же количества молока, если пить его медленно, задерживая на мгновение во рту и касаясь его языком. Ребенок, сося молоко из груди или из бутылки, все время двигает языком и щеками, что производит приток жидкости из желез, и таким образом увеличивает питательность молока, даже несмотря на то, что слюна у ребенка начинает выделяться только после того, как прорежутся зубы.

Советуем убедиться в сказанном на собственном опыте: Выберите свободное время и начните медленно жевать, предоставляя пище постепенно таять во рту, вместо того, чтобы делать усилие, проглатывая ее. Невольное глотание пищи возможно только тогда, когда она превращена в полужидкую кашицу, насыщенную слюной, и лишь после того, когда из нее выделилась вся пищевая прана.

Попробуйте съесть таким образом яблоко—и увидите, что в тело как будто влилась новая сила, словно вы съели какое-то весьма питательное блюдо.

Мы отлично понимаем, что йог располагает достаточным временем, чтобы есть свою пищу таким именно образом, и что это гораздо труднее постоянно занятому человеку, и не ожидаем, что все разом изменят привычный образ питания. Но уверены, что если кто-нибудь время от времени станет подражать йогам, то, несомненно, улучшит свой способ пережевывания пищи, что, в свою очередь, в положительную сторону отразится на его здоровье. Кроме того, такой человек испытает новое удовольствие во время еды и вскоре научится есть «с любовью», т.е. почувствует желание не проглатывать пищу как можно дольше.

Целый мир вкуса откроется такому человеку, и он получит от еды гораздо больше удовольствия, чем прежде, не говоря уже о том, что у него улучшится пищеварение и прибавится энергии, так как он станет получать больше питательности и большее количество праны.

И всякий, у кого хватит терпения довести рпыт нового питания до того времени, когда будет виден результат, станет получать почти невероятное количество питания и силы от сравнительно небольшого количества пищи, так как он ничего не будет терять напрасно. Каждый, кто страдает дурным пищеварением и малой жизнеспособностью, если последует такому способу питания, может убедиться в этом на себе.

Йоги известны своей воздержанностью в пище, но тем не менее они вполне понимают значение и необходимость питания и постоянно доставляют своему телу нужный строительный материал. Тайна их, как можно видеть, заключается в том, что они извлекают из пищи практически все, что в ней есть питательного. Они не перегружают свой организм ненужным материалом, приносящим ему только вред и заставляющим тратить лишнее количество энергии- на то, чтобы от него освободиться. Они получают максимум питательности из минимума пищи и огромное количество праны из небольшого количества пищевых продуктов.

Если вы и не в состоянии во всем следовать указаниям, как принимать пищу, все-таки можно принести себе большую пользу, следуя этим указаниям хотя бы отчасти.

Здесь даются только общие принципы, но каждый сам должен делать опыты, потому что только таким путем можно чему-нибудь научиться.

Важно учитывать, что и душевное состояние имеет большое влияние на процесс поглощения праны. Это справедливо не только в отношении получаемой из воздуха праны, но так же и к той, что добывается из пищи. Всегда помните о том, что необходимо усвоить всю прану, содержащуюся в каждой горсти пищи, а также, что так доставляется телу необходимое ему питание.

 

НАТУРОПАТИЧЕСКИИ ВЫБОР ПИЩИ

 

Самой лучшей пищей является та, которая состоит из всех необходимейших минералов в их органической форме, и в таких сочетаниях, которые совершенно пригодны для тканей организма.

Диета, составленная из фруктов, овощей, каш, орехов, сухих фруктов, яиц, сыра и съедобных трав, должна быть признана лучшим источником элементов для питания человеческого тела.

Мы рекомендуем вегетарианскую диету из сырых продуктов или же из продуктов, подвергнутых минимальной кулинарной обработке.

Когда мы должны есть? Природа подсказывает, что мы должны есть первый раз в полдень. Тем, кто работает в определенные часы, это наиболее удобное время для еды. Вторая трапеза должна быть в сумерках — около 6 часов вечера. Тем, кто работает в неустановленные часы или в ночное время, нужно регулировать свои трапезы соответственно.

Какое количество пищи мы должны съедать за день? Где-то около 3,5 кг. Конечно, нет строго установленной нормы, но те, кто связаны с сидячей работой и хотят иметь хорошее здоровье, убедятся, что это количество является наилучшим.

Те, кто связаны с тяжелым физическим трудом или занимаются спортом, могут увеличить эту пропорцию. Страдающие недостаточностью усвоения со стороны пищеварительных органов также должны слегка увеличить количество потребляемой пищи.

Однако нашей целью всегда должно быть: есть как можно меньше — лишь столько, чтобы удовлетворить свой голод и поддержать хорошее здоровье, силу и вес.

Какую пищу должны мы есть преимущественно? Лучше всего решить этот вопрос, выбрав себе из различных категорий продуктов и в соответствии с химическим составом те, что произрастают в данной местности проживания.

Первое, на что должно обратить внимание, это приведенный ниже список № 1. Он содержит все фрукты, за исключением бананов и авокадо. Фрукты являются наивысшим классом продуктов и должны составлять до 50% общей диеты! Да-да, половина ежедневно потребляемой пищи должна состоять именно из фруктов. Где возможно, кожицу от фруктов нужно съедать. Такая кожица, как у цитрусовых, ананаса, съесть которую невозможно, непригодна для пищи. Та кожица, которая может быть съедена, богата необходимыми минералами, никогда не должна выбрасываться.

Следующий вид пищи приведен в списке № 2, в который включены все овощи, пригодные для употребления в сыром виде. Молоко входит в эту категорию, но его следует потреблять в том случае, когда невозможно достать овощей. Кожица всех овощей, за исключением кольраби, должна быть съедена. Картофель не входит в эту категорию. Сырые овощи должны составить 35% ежедневной диеты!

Следующая категория пищи — крахмалы. Они объединены в списке № 3. Сюда относятся все каши, бананы, картофель, рис, ячмень и кукуруза, являющиеся крахмалами. К этой категории относятся также все хлебные изделия из пшеницы, сои, ржи и проса. Крахмалы должны составлять около 10% нашей ежедневной диеты!

Список № 4 включает в себя все концентраты (обогащенные продукты). В нем приведена вся белковая пища, обогащенная сахаром (такая, как сухофрукты), масла, яйца, сыр, авокадо, орехи всех сортов также включены в эту категорию. Концентраты должны составлять всего лишь около 5% в общей диете!

Имеется еще один список, в который включены все овощи, подвергнутые пищевой обработке. Этот список, естественно, охватывает все овощи, данные в списке № 2, а также такие, как бобы, фасоль, горох и т.д., которые могут быть съедены вареными. Это — список № 5.

Важно помнить, что капуста никогда не должна вариться или тушиться, так как, будучи подвергнута тепловой обработке, она становится высоко токсичной для организма.

Вареные продукты не являются необходимыми и, кроме того, теряют от варки очень много от своих жизненных сил и очистительных качеств. Они могут быть съедены не более, чем один или два раза в неделю, — если вообще их есть. Они скорее являются уступкой, а не необходимостью. Овощи должны быть слегка пропарены, а не подвергаться огромным давлениям при обработке высокой температурой и другими способами. Они должны быть сдобрены свежими травяными листьями и ароматными натуральными приправами.

Список № 6 включает в себя все съедобные травы, ароматические овощи, масла и другие ингредиенты, используемые в качестве гарнира и салатных приправ. Мята, петрушка, шалфей, чабрец, майоран и другие съедобные травы могут свободно использоваться в этом качестве. Они могут быть скомбинированы со всеми растительными маслами и ароматическими продуктами, такими, как чеснок, лук-шарлотт, лук-порей, репчатый лук. Эти пищевые продукты должны составлять около 1% нашей диеты.

Те люди, которые заняты сидячей работой, должны съедать около 0,7 кг фруктов ежедневно.

Для тех, кто занят тяжелым физическим трудом, эта порция может быть уменьшена до 0,5 кг в день.

Те, кто заняты сидячей работой, могут съесть за день 0,5 кг сырых овощей; люди физического труда могут уменьшить эту порцию до 0,4 кг в день.

Люди сидячего труда могут съедать до 150 граммов крахмалистой пищи в день; для людей физического труда она может составлять до 300 граммов в день.

С продуктами списка № 4 (концентраты) следует проявлять осторожность. Они необходимы для здоровья, но должны использоваться в определенной пропорции.

Люди сидячего образа жизни ежедневно нуждаются только в 85 граммах концентратов; люди физического труда могут увеличить их до 170 граммов.

Находясь на такой диете и в таких количествах, следите за весом: если он стабилизируется, значит, эта диета является для вас правильной. Если же набираете вес, то должны уменьшить количество пищи, съедаемой за день. Если теряете в весе, то должны увеличить общее количество пищи до тех пор, пока не достигнете нормального веса.

Все продукты должны быть съедены в своем твердом состоянии. Думать, будто нормальные люди должны жить на жидкой пище, было бы чистым ребячеством. Продукты должны превращаться в эмульсию только после процесса жевания.

Пить должно только между трапезами или при ощущении жажды. Если мы пьем фруктовые или овощные соки, то их необходимо разбавить водой. Мерой всегда должна служить естественная жажда.

Для тех, кто собирается сделать шаг к подобной диете, самое лучшее будет совсем отказаться от завтрака. Если вы решили, что не хотите отказываться от своего завтрака ранним утром, он в таком случае должен состоять только из фруктов.

Теперь, когда мы выяснили, какие виды пищи являются наилучшими, сколько должны съедать за день, в каких соотношениях есть каждый вид пищи и в какое время следует есть, осталось разобрать, как мы должны питаться.

За трапезой должна присутствовать гармоническая атмосфера. Мы не должны в это время предаваться удовольствиям беседы, а тем более спорам и выяснению отношений. Грубые мысли вызывают усиленную секрецию желез и тем отравляют кровяное русло. Глубокомыслие или чтение трудной литературы отвлекают кровь от желудка к мозгу и тем самым приводят к несварению.

Самое лучшее место для еды — на свежем воздухе и предпочтительно стоя.

Мы должны есть медленно, так, как если бы каждая порция пищи была последней. Пища должна быть тщательно пережевана — около 40 раз для каждой пригоршни. Это необходимо для того, чтобы иметь хорошие зубы. Те, у кого есть потерянные зубы или зубы больные, обязательно должны вставить их или, соответственно, залечить.

Список № 1 (фрукты и ягоды)

Абрикос

Ананас

Апельсин

Арбуз

Виноград

Вишня

Грейпфрут

Груши

Дыня

Клубника

Крыжовник

Лимон

Манго

Мандарин

Медовая дыня

Мускусная дыня

ПерсикиСахарная дыня

Сливы

Тутовая ягода

Черная смородина

Яблоки

Примечание. Все фрукты должны быть съедены в сыром виде: 50% общего рациона. Кожица всех фруктов, за исключением дыни, арбуза, ананаса, манго и цитрусовых, должна быть съедена.

Список № 2 (овощи)

Анис (семена)

Артишоки

Водяной и земляной кресс

Кольраби

Латук

Листья настурции

Лук-порей

Морковь

Овсяный корень

Огурцы

Одуванчик

Помидоры

Редис

Салат

Свекла

Сельдерей

Серебристая свекла

Спаржа

Стручковый перец

Турнепс

Цветная капуста

Шпинат

Примечание. Все овощи должны съедаться в сыром виде: 30% от общего рациона. Кожица всех перечисленных овощей, за исключением кольраби, должна съедаться. Непастеризованное коровье или козье молоко может употребляться в том случае, когда невозможно приобрести овощи.

Список №3 (крахмалы)

Бананы

Картофель (высушенный на солнце)

Кукуруза

Необдирный рис

Необдирный ячмень

Овес

Продукты из цельной пшеницы

Пророщенные зерна

Просо

Ржаные продукты

Соевые бобы

Сорго

Хлеб из пшеницы цельного помола

Примечание. Все должны быть съеденными сырыми или умеренно приготовленными: от 10 до 20% от общего рациона.

Список № 4 (концентраты)

Авокадо

Барселонские орехи Грецкие орехи

Земляные орехи (несоленые)

Изюм без косточек

Кокосовые орехи

Масло сливочное (несоленое)

Мед

Миндаль без кожицы

Мускат (виноград)

Орехи кешью

Пикановые орехи

Сезамовые семечки

Семечки подсолнуха

Сливки

Сухие фрукты из списка № 1

Сыр

Сырой сахар

Творог

Фиги

Финики

Черная патока

Чернослив

Яйца

Примечание. Концентрированные сахара, белки и жиры: от 5 до 10% общего рациона.

Список № 5 (отварные овощи)

Рекомендуется употреблять только 1 или 2 раза в неделю. Этот список включает в себя все овощи, которые подвержены варке. Процесс варки на пару или на огне должен быть очень непродолжительным. Капуста никогда не должна вариться.

Список № 6 (приправы)

Ананасный сок

Апельсиновый сок

Арахисовое масло

Грейпфрутовый сок

Кудрявая петрушка

Лимонный сок

Листья настурции

Лук-порей

Лук-шарлотт

Майоран

Масло кешью

Мед

Мята

Подсолнечное масло

Прессованный творог

Растительная соль

Репчатый лук

Сезамовое масло

Серый сахар

Сливки

Сыр

Чеснок

Шалфей

Шафранное масло

Чтобы сделать салат, можно смешать 2, 3, 4 или 5 этих ингредиентов для придания ему приятного внешнего вида и пикантности.

 

<<< Содержание номера             Следующая статья >>>