Вся библиотека >>>

Оглавление книги >>>

 


Журнал «Твоё здоровье»


Издательство Знание 4/1995

 

Целебное самовнушение

 

 

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

 

Хорошая новость — вышел в свет очередной и последний в этом году номер ежекварталъника «Твое здоровье», а это значит, что подписчики и издательство справились со своими трудностями в этом году, и дело осталось только за почтой. Пора подводить итоги, чтобы понять, куда двигаться дальше, ведь выпуски нашего журнала — тематические. А темы последних шести выпусков постепенно охватывали и область парамеди-цины, наряду с освещением вопросов в традиционном для научной медицины плане. Такое сосуществование было необходимым ответом на вызов жизни, на письма и пожелания наших читателей.

Наш журнал это книга для чтения и практическое пособие для домашнего использования, а не газета рекламных сообщений и не орган какого-либо ведомства, преданно служащий пропагандистским целям бюрократической организации. Строго говоря, «Твое здоровье» не занимается сугубо информационными задачами, да и нет в этом нужды — радио, телевидение, печать буквально перегружены медицинской информацией на любой вкус и для экстренного потребления. Жаль только, что подчас она рассчитана на «случайного прохожего», а не на вдумчивого и рассудительного потребителя, которому приходится самому отделять «зерна» от «плевел».

Такой человек и является подписчиком нашего журнала. Не столь он многочислен, как в прежние годы (напомним: когда подписка велась на всей территории СССР, число подписчиков в 1990 году достигало 8 млн. 200 тысяч человек!), но, безусловно, требователен к достоверности и по-прежнему любознателен, стремится к знаниям, к открытиям в сфере духовных интересов. Не случайно символический образ его мы поместили на 4-й стороне обложки журнала, желая подчеркнуть созвучие воли, духа и свободы в личности нашего читателя.

Но вернемся к вопросу о тематике. Три выпуска «Энциклопедии народного целителя» (№ 3/94, № 4/94, № 4/95) и три выпуска «Гармонии души и тела (№ 1/95, № 2/95, № 3/95) так или иначе подвели нас вплотную к основе основ здоровья и болезни, лечения и восстановления (реабилитации), да и жизни человека в целом, — к овладению сферой собственного сознания и подсознания, а в конечном итоге к овладению самим собой. Как стать «другим человеком» — вопрос этот отнюдь не философский, решаемый сегодня практически, с помощью апробированных методов, самостоятельных занятий. Это область не просто «сосуществования», а синтеза достижений науки и многовекового опыта традиционной медицины, скрытого от непосвященных религиозно-мистическими одеяниями.

Как бы вступительным словом к будущей теме мы и помещаем здесь краткий обзор явлений самовнушения, взаимосвязанных с целительством в сфере парамедицины, как называют ученые-медики врачевание методами биоэнерготерапии, парапсихологии, медицинской астрологии, средствами, заимствованными из древних восточных мистических учений.

 

 

Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач, — говорил В.М. Бехтерев, о котором еще при его жизни ходили легенды. Заметьте, — разговора! Слово может убить, и слово может воскресить человека, оно зажигает, мобилизует все силы, возносит и окрыляет, но может «погасить» все надежды и возвышенные чувства, опустить и обескрылить душу.

Однако есть слово убеждения и словесное внушение. По мнению того же Бехтерева, в отличие от убеждения, действующего силой логики и непреклонных доказательств, внушение непосредственно «прививает» психические состояния — ощущения, чувства, мысли (идеи), не требуя вообще никаких доказательств. Внушение действует прямо и непосредственно на психическую сферу путем приказа, уговора, увлекательной и взволнованной (эмоциональной) речи, жестом и мимикой.

Словесное внушение включает в себя не только содержание самой формулы внушения, повторы, но и выразительность речи — силой звука, интонацией голоса, теми или иными акцентами и ударениями, отвечающими смысловой значимости слов. Это речь негромкая, но впечатляющая. Впечатление это, воспринятое нами сознательно или бессознательно, и есть само внушение.

Но вот что особенно важно для понимания этого явления. Чем ниже уровень осозна-вания, тем сильнее подверженность внушению: человек способен отклонять противоречащие его убеждениям внушения, и в снижении критичности его восприятия заключено одно из условий эффективности внушения. В частности, для успешности лечебного внушения и самовнушения не случайно используется психофизический покой — с помощью техники релаксации, снижающей уровень активности сознания.

Иначе говоря, речь идет о переводе управления психикой на уровень подсознания, где бессознательное «я» в режиме «автопилота» ведает нашим поведением и работой всех органов. Более того, оно же становится источником многих физических и душевных расстройств и болезней, влияет на подверженность заболеваниям, на ход и течение выздоровления. Однако, как выяснилось, могущество бессознательного «я» заключается и в способности исцелять, только это самоисцеление часто требует определенных условий и «запуска извне». Отсюда и понимание роли внушения и самовнушения в механизмах болезни и выздоровления.

Механизм внушения вместе с самовнушением должен пронизывать картину как болезни, так и выздоровления, — пишет С. Вронский в своей книге «Астрология: суеверие или наука?», Под редакцией академика В. Сазначеева (Москва, Наука, 1990), и добиться высвобождения целительных сил организма возможно, лишь влияя на психику, расположение духа и настроение больного. Всеобъемлющая связь его мозга со всем организмом, огромная эмоциональная энергия в сумме со всеми частицами биологического поля и образуют тот мощнейший аппарат, скрытые возможности которого и проявляются то в виде чудес, то в виде трагедий — в зависимости от психологического настроя человека». Дипломированный (в 30-х годах, в Германии) специалист по научной астрологии, биорадиолог (биоэнерготерапевт, по-нашему), хирург, психотерапевт и психолог, профессор САВронский приходит к следующему выводу.

«Основная анатомо-физиологическая подоплека внушения и самовнушения в своих общих чертах довольно ясна. Она вполне материальна и познаваема, но, к сожалению, далеко еще не познана. Природа замечательно позаботилась о живых существах на земле, создав полную автономию их отдельным органам и системам, в обычных условиях не подчиняющимся ни собственной воле, ни внушениям извне. Но это, как я уже сказал, — в обычных условиях. А в необычных? В необычных мы эту автономию можем и должны нарушать.

Чтобы заранее запрограммированные психические влияния действительно достигли своей цели, необходимо привести в действие глубины неосознанных процессов и добиться того, чтобы эта программа дошла до подсознания. Разумеется не месяцы, а годы упорных тренировок потребуются для тех, кто хочет сознательно овладеть таким умением. И цель будет достигнута только в том случае, если мы сможем управлять собой. Отсюда путь к другим людям, к их недугам».

Сегодня уже не секрет, что психотерапия, в той или иной форме, необходима каждому больному, а во многих случаях и людям, считающимся вполне здоровыми, пишет он .далее, замечая следующее обстоятельство.

«Абсолютное доверие к врачу в наше время уже невозможно по той простой причине, что возрастающая критичность современного пациента, уровень его требований и запросов все чаще и чаще опережают не только возможности самого врача, но и медицины как науки (исключение — хирургия). Все чаще и чаще пациент высказывает врачу свое недоверие к нему и недовольство медициной вообще. Наш больной, наш пациент начинает поиски «самого, самого наилучшего», которому, в конце концов, можно было бы довериться.

Мы понимаем, что социально-психологическое расслоение наших пациентов требует все большей и большей индивидуализации приемов и методов психотерапии, но применить это в жизни, на практике, нам не удается. Устарели «массовые» методы, которыми с таким успехом мы пользовались в первой половине нашего века. Групповые сеансы психотерапии сегодня уже должны менять свои формы с учетом социально-психологической динамики, соответствующей определенным слоям людей того или иного общества. И если, например, пациент с высоким интеллектом и более развитой рефлектурой менее доступен прямому внушению, то все же именно он будет иметь намного больше шансов и возможностей в занятиях аутопсихотера-пией».

Другими словами, самовнушение, о котором здесь идет речь, становится той самой спасительной соломинкой, за которую следует ухватиться «утопающему» в море подходов, методов и систем врачевания, эффективность которых ограничена из-за трудностей индивидуализации, когда нарушается принцип «лечить больного, а не болезнь».

Практика лечебных внушений, самовнушений и самогипноза достаточно разработана для индивидуального использования под контролем специалистов-врачей. Но это тема соответствующего пособия, которое мы готовим для опубликования, в котором будут даны не только советы и рекомендации, но последовательная система занятий, рассчитанная на избавление от конкретных расстройств и недугов. Здесь же, чтобы оценить силу воздействия самовнушения на организм, можно сослаться на известные примеры стигматов и периодических кровоизлияний, внушенных сопереживанием Распятия, или на случай омертвения у матери, отдавившей по несчастью палец у своего ребенка, соответствующего пальца на своей руке.

Еще у йогов (Патанджали) были систематизированы эмпирически добытые приемы самовнушения, но в современную науку впервые разрабатывал и вводил их французский медик Эмиль Куэ, в начале нашего века. Научная разработка аутосуггестии (самовнушения) связана с именами В.М.Бехтерева, И.Шульца, ЭХречмера, АЯ.Свядоща и др. На Востоке же использование самовнушения и самогипноза составляет важнейшую основу не только врачевания, но и традиционных занятий боевыми искусствами, «духовым спортом», ритуальных посвящений.

Так широко известны достижения тибетских лам в разработке системы «лунг-гом», с помощью которой они способны, например, производить внутреннее тепло («тумо»), позволяющее им почти нагишом зимовать и не замерзнуть без огня, в снегах, в условиях высокогорья; развивать сверхъестественные по скорости пешие многокилометровые переходы и демонстрировать чудеса во владении телодвижениями.

«Одно из упражнений очень популярно среди многих так называемых мистиков, обычно с весьма средним уровнем развития. Не только монахи, но и миряне — мужчины и женщины — подолгу живут в затворничестве, предаваясь отработке этого упражнения. Оно состоит в следующем. Практикант садится, скрестив ноги, на большую толстую подушку. Он медленно и долго вздыхает, как бы желая раздуться. Затем, задержав дыхание, он должен, не меняя позы и не пользуясь руками для опоры, подскакивать и снова падать на подушку. Некоторые ламы достигают таким образом умения прыгать на очень большую высоту. Тибетцы убеждены: кто много лет занимался такой тренировкой, приобретает способность «сидеть на хлебном колосе, не сгибая его стебля» или же «усаживаться на кучу зерна, не сместив при этом ни зернышка». Цель этого упражнения — развитие способности левитации» (А.Давид-Неэль. «Мистики и маги Тибета». Дягилев-Центр, ЦДЛ, 1991).

Система духовных и физических упражнений «лунг-гом» включает в себя комбинацию концентрации мысли с разнообразной дыхательной гимнастикой.

В упражнениях для получения «тумо» ученикам разрешаются две позы — либо обычная поза медитации со скрещенными ногами, либо сидячая поза на западный лад, при этом руки лежат на коленях, безымянный и средний палец подогнуты под ладонь, а указательный, мизинец и большой палец вытянуты, рассказывает далее АДавид-Неэль. Вступлением служат несколько дыхательных упражнений, и одна из преследуемых ими целей — обеспечить свободный проход воздуха через ноздри. Затем вместе с выдыханием мысленно извергаются гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость, а при вдохе привлекаются и усваиваются благословения святых, дух Будды, пять мудростей, все, что существует в мире благородного и высокого.

«Сосредоточившись на некоторое время, нужно отрешиться от всех забот и размышлений, погрузиться в глубокое созерцание и покой, затем вообразить в своём теле на месте пупка золотой лотос. В центре лотоса стоит сияющий, как солнце, или даже сам — настоящее солнце — слог «рам». Над ним находится слог «ма». Из этого последнего слога появляется'богиня Дорджи Налджорма. Эти мистические слоги, именуемые «семенем», нужно рассматривать не как обычные буквы, символически выражающие различные понятия, но, как стоящие во весь рост и наделенные способностью двигаться, живые существа... согласно теории, способ применения заключается не в звуковом воспроизведении слога, а в использовании его субъективного образа. Например, поскольку слог «рам» есть «зародыш огня», то постигший искусство маг посредством субъективного образа этого слога может зажечь что угодно или даже создать пламя без видимого горючего. Такова, по крайней мере, теория».

Далее, пишет А.Давид-Неэль, внутреннее тепло, согревающее практически голого человека на льду замерзшего протока, появляется в результате следующего сценария тренировок.

«Как только вы представили себе образ Дорджи Налджормы, возникающий из слога «ма», нужно с ней отождествиться. После этого вы созерцаете букву «а» на месте ее пупка и букву «ха» (одна из букв тибетского алфавита) на ее макушке. Медленные глубокие вдыхания, действуя наподобие кузнечных мехов, раздувают тлеющий под пеплом огонь... Каждый вдох дает ощущение воздушной струи, проникающей в живот до пупка и раздувающей огонь. За каждым глубоким вдохом следует задержка дыхания, причем продолжительность ее постепенно возрастает. Мысль продолжает сосредоточенно следить за рождением пламени, поднимающемся по вене «ума», проходящей вертикально в центре тела.

Тибетцы заимствовали у индусов три магические «вены», играющие важную роль в духовной тренировке йогов. Мистические вены, впрочем, не имеют ни малейшего отношения к кровеносным венам. Это тончайшие нервные нити, исполняющие роль проводников энергии... это только фиктивное, воображаемое представление токов энергии.

Субъективные видения и сопровождающие их ощущения координируются рядом постепенных изменений. Вдохи, задержки дыхания и выдохи производятся ритмично, причем безостановочно повторяется мистическая формула. Внимание необходимо полностью сосредоточить на видении огня и связанном с ним ощущением теплоты, исключив все другие мысли или мысленные образы.

Все упражнение состоит из десяти частей, или этапов, следующих без перерыва один за другим».

Вот краткое изложение десяти этапов, описываемых автором.

1.         В воображении создается и созерцается

образ «ума» — центральной «вены» в волос

толщиной. Она наполнена вздымающимся по

ней пламенем. При дыхании через пламя про

ходит воздушная струя.

2.         «Вена» расширяется до размеров ми

зинца.

3.         Толщина «вены» доходит до толщины

руки.

4.         «Вена» наполняет все тело и имеет те

перь вид трубы, вмещающей печную топку.

5.         Тело не ощущается. Непомерно раздув

шаяся «вена» вмещает теперь всю Вселенную,

и отождествленный с Налджормой впадает в

состояние экстаза. Он чувствует будто пре

вращается в развеваемое ветром пламя среди

пылающих волн огненного океана.

Затем субъективные видения повторяются в обратном порядке.

6.         Буря стихает, волны бушующего пламе

ни постепенно спадаютл успокаиваются. Пы

лающий океан уменьшается и, наконец, по

глощается телом.

7.         «Вена» не превышает толщины руки.

8.         Она сужается до размеров толщины ми

зинца.

9.         Она теперь не толще волоса.

10.       «Вена» исчезает. Видение огня, так же

как и другие формы и образы, становятся неви

димыми. Равным образом рассеиваются пред

ставления о каких бы то ни было предметах.

Сознание тонет в «Великой Пустоте», двойст

венность воспринимающего субъекта и восп

ринимаемого объекта больше не существует.

Продолжительность транса обусловлена степенью умственного и духовного развития.

 Новички, не имеющие еще опыта длительной медитации, проходят первые пять этапов быстрее, чем более опытные, которые погружаются в созерцание, дольше задерживаясь на каждом из них. Тем не менее, даже самому проворному ученику требуется не меньше часа, чтобы достигнуть пятого этапа.

Весь цикл, или только первые пять этапов, можно повторять несколько раз в день или в любое время, если холод дает себя чувствовать, хотя собственно тренировка состоит в утренних занятиях. И помимо этого упражнения имеются другие для получения «тумо», свидетельствует АДавид-Неэль, — более или менее схожие. Метод всегда состоит в сочетании длительных задержек дыхания и объективизации воображаемого пламени, что совпадает с приемами самогипноза. Но только сила, приобретаемая в процессе духовного совершенствования, достижение высоких ступеней мистического пути позволяет овладеть «тумо», применить на практике телепатию и большинство других оккультных способностей.

Учителя мистики говорят, — пишет она, — что желающий овладеть искусством телепатии должен в совершенстве управлять своим сознанием так, чтобы произвольно вызвать концентрацию мысли на одном-единствен-ном объекте, причем эта концентрация должна быть очень интенсивной, от чего и зависит успешное применение телепатии на практике. И, прежде всего, необходимо выполнять все упражнения, вызывающие состояние транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока субъект не сольется с объектом.

Сила и концентрация мышления является и самым большим помощником целителя-биоэнерготерапевта: «работает» его мысленная связь с больным органом или частью тела, в праническом лечении. Благодаря систематической практике пранаямы можно приобрести не только сверхъестественную силу концентрации и могучую волю, утверждает СА.Вронский, специалист по биорадиологическим методам лечения, — но и сильное тело, могучий дух и крепкое здоровье. «Сначала следует заниматься с самим собой, много тренироваться, очень много. Но кто хочет поправиться, выйти из состояния, когда человек думает только о своей болезни, тот этого и добьется».

А начинать надо с самого простого и одновременно самого сложного: садитесь или ложитесь поудобней, закройте глаза, спокойно дышите, при вдохе отсчитывая три раза, произнося «ОММ», а при задержке дыхания и выдохе — шесть раз («ОММ»), одновременно направляя свою прану (энергию) в больное место, советует биорадиолог. Сосредоточьте весь свой разум, желание и силу мышления там, фиксируйте на больном органе все свое внимание, представьте, что прана наполняет собой все ткани и клетки больного места, производя там свою лечебную, возрождающую и созидательную работу, пусть во всей этой процедуре особенную роль сыграет ваша богатая фантазия, яркое, живое воображение, концентрированное внимание и заинтересованность в успехе.

Во время выдоха вы должны представлять себе, продолжает он далее, что все отходы и шлаки из больного места изгоняются. Повторите это по 8—12 раз утром и вечером, и уже через несколько дней вы почувствуете облегчение, потому что этот естественный метод лечения воздействует как на функциональные, так и на многие хронические заболевания, и не откладывайте на завтра, начинайте заниматься уже сегодня. И вы скоро убедитесь, что ваши дела идут на поправку, что ваше здоровье постепенно начинает восстанавливаться.

«Запомните, — пишет СА.Вронский в своей книге, — это легкодоступное и дешевое, но могучее и действенное средство всегда в вашем распоряжении. А со временем ваша уверенность возрастет пропорционально вашим успехам. Когда вы продвинетесь в своих упражнениях и сумеете уже по-настоящему концентрироваться, когда вы свободно будете владеть и дыханием и пассами, только тогда беритесь за других больных... С уверенностью могу сказать, что тот, кто упражняется в пранаяме, может передать свою прану другим — как в виде внушения, так и виде лечения... Прикосновением или легкими пассами, при целенаправленном процессе мышления, можно избавить больного от многих недугов и болезней, облегчить его состояние, даже при необратимых органических изменениях, купируя невыносимые боли и на какой-то срок продлевая жизнь».

 

Профессор И.П.Березин

 

 

<<< Содержание номера             Следующая статья >>>