Вся библиотека >>>

Оглавление книги >>>

 


Журнал «Твоё здоровье»


Издательство Знание 4/1994

 

14 уроков йогическои философии и восточного оккультизма

 

 

Йог РАМАЧАРАКА

 

«ОСНОВНОЙ КУРС ФИЛОСОФИИ ЙОГОВ»

 

 

ЧТЕНИЕ ПЕРВОЕ: ПЕРВЫЕ ТРИ НАЧАЛА

С чувством не совсем обычным обращаемся мы к нашим читателям. Мы видим то, чего сами они, быть может, еще не видят. Для многих из них наши мысли будут подобны зернам, брошенным в плодородную почву. И в должное время из этих мыслей появятся ростки, которые постепенно проложат себе дорогу к солнечному свету сознания и дадут лист, цвет и плод.

Многие из истин, здесь изложенных, не будут признаны тотчас же, но со временем вы убедитесь в верности передаваемых познаний, и тогда они станут истинами и для вас.

Мы будем говорить с вами так, как если бы стояли друг перед другом. Уверены, что симпатийная связь между нами будет скоро настолько крепка и действенна, что вы будете ощущать наше присутствие почти так же живо, как если бы мы были воочию перед вами.

Духовно мы будем с вами, а согласно нашему учению, ученик, находящийся в гармонической симпатии со своим учителем, действительно входит в психическую связь с ним и таким образом становится способным уловить самый «дух» сообщаемого и извлечь из мысли своего учителя пользу в такой степени, какая недоступна читающему лишь холодные буквы печатного текста. Соединенные в одно гармоническое целое, будем вместе работать для общей цели самоусовершенствования, роста, развития и расцвета духа.

Мы будем следовать системе преподавания скорее Востока, чем Запада. На Востоке учитель не останавливается в своем изложении, чтобы приводить «доказательства» каждого из своих положений. Он не пишет доказательства духовных истин на черной классной доске; он не аргументирует и не вызывает обсуждений сообщаемого со стороны своих учеников. Наоборот, его преподавание — догматическое, он передает истины так, как он их сам получил, не останавливаясь затем, чтобы узнать, все ли согласны с ним. Он не заботится о том, приняты ли всеми его положения как истина, так как убежден, что те, которые готовы для восприятия передаваемой им истины, как бы прозрением признают истинность ее.

Что же касается других, не готовых, то никакие доказательства им не помогут. Когда душа человека готова для духовной истины, и эта истина или ее часть выражена в присутствии его или предложена его вниманию письменным путем, он по интуитивной догадке признает и усваивает ее. Восточные учители знают, что их преподавание есть только посев и что на каждую мысль, схваченную учеником, сотня мыслей взойдет на поле его сознания через известный промежуток времени.

Мы не хотим сказать этим, что восточные учители желают слепого принятия учениками преподаваемых им истин. Напротив, они учат учеников принимать как истину только то, что они могут сами себе доказать, так как ничто не представляется истиной человеку, чего он не может доказать на основании собственного опыта. Но ученику говорится, что, прежде чем он будет в состоянии доказать себе многое из того, что ему сообщается, он сам должен возвыситься в своем развитии.

 

Учитель лишь просит ученика оказать ему доверие, как указателю пути, и говорит ученику:

«Вот дорога, иди по ней, и на пути ты найдешь все то, о чем я говорил тебе; возьми, взвесь, измерь, испытай это и познай для себя самого. Когда ты пройдешь часть этого пути, ты познаешь столько же, сколько и я или другая душа познали, достигши этого же места пути;- но, чтобы достигнуть этого места, ты должен или принять положения, высказанные теми, которые уже прошли по нему раньше тебя, или же оставить совершенно все дело.

Не принимай ничего окончательно, пока сам этого себе не докажешь; но если ты благоразумен, ты воспользуешься советом и опытом людей, прошедших путем личного опыта; но, кроме того, некоторые могут служить путеводителями других. На каждом переходе пути будет видно, что те, которым удавалось пройти немного дальше, оставили знаки, указания и вехи для следующих за ними. Я не слепой, веры прошу, но лишь доверия до той минуты, когда ты станешь способен доказать самому себе истины, которые я передал тебе, как они были переданы мне моими предшественниками».

Мы просим у наших читателей иметь терпение. Многое, что покажется им темным вначале, станет ясным по мере движения, вперед.

 

2. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЧЕЛОВЕК

Человек более сложное существо, чем это обыкновенно полагают. Он не только имеет тело и душу, но он есть еще и дух, обладающий душой, которая проявляет себя в нескольких формах —' «проводниках сознания». Эти проводники состоят из материи разной плотности. Физическое наше тело — низшая форма проявления Человека, низший проводник. Разные проводники служат для проявлений сознания на различных плоскостях: на «физической плоскости», в «астральной плоскости» и т.д., — все это будет далее объяснено.

Действительное «Я» есть чистый дух — искра божественного огня. Дух этот заключен как бы в несколько оболочек, которые препятствуют его полному и свободному выражению. По мере того как Человек повышается в своем развитии, его сознание переходит из низших плоскостей в высшие, и он все более и более сознает свою высокую природу. Дух заключает в себе все возможности, и по мере того как Человек развивается, в нем возникают новые силы, проявляются новые качества.

Философия йогов учит, что Человек состоит из семи начал. Правильнее всего думать о Человеке, представляя себе, что его истинное «Я» — это дух, а низшие начала суть лишь формы проявления духа в низших сферах.  Человек может проявляться в семи плоскостях, но только наиболее развитый человек, так как большинству людей нашего времени высшие плоскости еще недоступны. Но все-таки всякий человек, как бы мало он ни был развит, обладает потенциально всеми семью началами.

Первые пять плоскостей пройдены многими, шестая — очень немногими, седьмая же не достигнута практически никем из принадлежащих к человеческой расе.

 

3. СЕМЬ НАЧАЛ ЧЕЛОВЕКА

Семь основных начал Человека, как они определяются философией йогов, суть следующие:

1)         физическое тело;

2)         астральное тело;

3)         прана, или жизненная сила;

4)         инстинктивный ум;

5)         интеллект, или разум, рассудок;

6)         духовный ум (способность прозрения, наитие, интуитивный ум, духовность);

7)         собственно дух.

Названия составных начал человеческого существа различны в различных школах новой психологии, идущих от общего источника — психологии индусской.

В следующих разделах мы вкратце опишем каждое из этих семи начал так, чтобы читатель мог понять нас в дальнейшем.

 

 

4. ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО

Из всех семи начал Человека наиболее очевидно, конечно, физическое тело. Оно стоит ниже всех в ряду и является самой грубой частью существа Человека. Но это не значит, что физическую сторону в Человеке должно презирать или ею пренебрегать. Напротив, это необходимое начало для роста Человека в настоящей стадии его развития. Тело наше — храм живого Духа, и его должно заботливо охранять и развивать с целью сделать его более совершенным орудием.

Достаточно посмотреть вокруг себя, чтобы увидеть, что физические тела людей чрезвычайно зависят в степени своего развития от заботы и отношения к ним их владельцев. Долг каждого развитого человека доводить свое тело до самой высокой степени совершенства для того, чтобы оно могло ему служить с наибольшей пользой. Нужно поддерживать тело свое в хорошем здоровье и состоянии и приучить его повиноваться велениям разума. Но ни в коем случае тело не должно, как часто бывает, управлять разумом.

Забота о теле под разумным контролем мысли есть важная отрасль философии йогов, известная под именем Хатха-йоги.

Философия йогов учит, что физическое тело состоит из клеточек, из которых каждая заключает в сеое «маленькую жизнь», контролирующую действия клеточки. Эти «маленькие жизни» суть в действительности частицы умственной стихии известного напряжения, делающие клеточки способными к их работе. Эти частицы разумной мысли подчинены, конечно, контролю центрального разума Человека и послушно выполняют приказы, посылаемые им высшими центрами. Клеточный разум проявляет совершенную приспособленность к своей специальной работе.

Деятельность клеточек, состоящая в извлечении из крови необходимых для питания веществ и отбрасывания ненужных, составляет одну из ступеней общего разума. Процессы пищеварения, усвоения и т.д. показывают всю разумность как каждой клеточки отдельно, так и коллективных их групп.

Залечивание ран, передвижение клеточек в теле туда, где они больше всего нужны, и сотни других примеров, известных из элементарной физиологии, — все это для ученика йогов составляет проявления внутриатомной «жизни». Каждый атом для йогов есть живое существо, ведущее свою независимую жизнь. Эти атомы, стремясь к какой-нибудь одной цели, собираются в группы, и группы эти проявляют свой групповой разум все время, пока они существуют. Эти группы слагаются, в свою очередь, в другие группы, составляя тела более сложной организации, которые служат выражением для более высоких форм сознания.

Когда для физического тела наступает смерть, клеточки отделяются друг от друга, их общая деятельность прекращается, наступает то, что мы называем «разложением». Сила, скреплявшая в одно целое все эти клеточки, освобождается и образует новые комбинации. Одни клеточки, в свою очередь распадаясь на свои составные элементы, уходят по соседству же в тела растений и могут снова оказаться в теле животного; другие остаются в глубине почвы, но жизнь атома — постоянное и непрестанное изменение. Как сказал один глубокий мыслитель: «Смерть есть один из видов жизни, и разрушение нашей вещественной формы есть лишь начало постройки другой вещественной формы».

Мы не будем больше распространяться на тему о физическом теле, так как это предмет специального изучения, и к тому же читатели, несомненно, ждут с нетерпением ознакомления с вопросами менее им известными.

Повторим все-таки читателям, что первый шаг к совершенствованию в духе йогов состоит в умении владеть физическим телом, в заботах о нем и внимании к нему. Нам еще придется многое сказать об этом предмете до конца нашего курса.

 

5. АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО

Второе начало человека, астральное тело, не так хорошо известно нам, как физическое тело, хотя оно тесно с ним связано, и физическое тело является как бы копией или отражением астрального. Астральное тело было известно людям во все времена и являлось источником многих суеверий вследствие недостаточных сведений об его природе. Оно называлось «эфирным телом», «флюидным телом», «двойником» и т.д*.

Оно состоит из материи несравнимо более тонкой, чем та, из которой состоит наше физическое тело, но тем не менее все-таки — материи. Разницу в состояниях материи нетрудно понять. Возьмем для сравнения воду. Вода при температуре выше нуля — жидкость, «вода»; при дальнейшем повышении температуры она уже улетучивается в форме «пара», хотя настоящий пар не виден человеческому глазу, и становится видимым, лишь когда он смешен с воздухом, понижаясь в своей температуре.

Астральное тело есть оригинал, по которому строится физическое тело и при известных обстоятельствах может быть от него отделено. Намеренное разделение их представляет обыкновенно значительную трудность, но у людей, владеющих своей психикой, астральное тело может как бы отделяться от физического тела и сознания, может действовать и получать впечатления без посредства физического тела и его органов. Затем астральное тело может непосредственно воспри-, ниматься духовным зрением «ясновидящих», и тогда им кажется, точно они видят или слышат физическое тело.

После смерти человека его астральное тело продолжает существовать, и при известных обстоятельствах бывает «зримо» живущим указанным образом. В этих случаях «душа», т.е. группа высших начал человека, живет в астральном теле. Но потом душа уходит и из астрального тела. Астральная оболочка, оставленная ушедшей душой, в таких случаях есть не что иное, как бездушный труп, только из вещества более тонкого, чем тело физическое. В нем нет ни жизни, ни разума. Это оболочка, и больше ничего.

Такое астральное тело иногда может быть вызвано силой горячего желания близких, и тогда оно проявляется перед родными и знакомыми, связанными с умершим тесной симпатией. О таких случаях слышал едва ли не всякий.

 

* В данном вопросе терминология Рамачараки ближе к терминологии «западного оккультизма» (ме А.Кардек, а Э.Леви и др.), нежели к терминологии теософической. «Астральное тело» западных оккультистов не вполне совпадает с «астральным телом» теософов. В то же время у Рамачараки нет речи о том, что астральное тело сравнительно с физическим предполагает изменение пространственно-временных отношений, т.е. иное положение души в пространстве и времени. (Й.Р. — йогРаманантата).

 

Привычный и развитый оккультист способен сознательно выделить свое астральное тело и сделать его видимым по своему желанию; но такая сила редка и приобретается лишь долгим упражнением. Ясновидящие «видят», как отделяется астральное тело человека от физического, когда приближается час смерти. Им кажется тогда, что оно реет над физическим телом как его двойник, соединенный с ним тонкой нитью. Когда нить порывается, человек умирает, и душа отлетает, увлекая за собой астральное тело, которое со временем, в свою очередь, подвергается разрушению, как это раньше произошло с физическим телом.

Мы хотели бы здесь коснуться интересного явления — перехода во время сна нашего «Я» из физического в астральное тело. Человек может приказывать своему астральному телу узнать о чем-нибудь или выполнить какую-нибудь иную задачу, пока он сам погружен в сон. Но все это относится к другой части нашего изложения.

 

6. ПРАНА, ИЛИ ЖИЗНЕННАЯ СИЛА

Прана — это мировая энергия, но мы будем рассматривать здесь лишь то проявление праны, которое мы назвали жизненной силой. Эта жизненная сила присутствует во всех формах жизни — от амебы до человека, от самой первичной формы растения до высшей формы животного царства. Прана проникает повсюду. Она находится во всем, что «живет», а так как оккультная философия учит, что жизнь присутствует во всех вещах, в каждом атоме., и что кажущееся отсутствие жизни есть лишь слабое проявление ее, то прана есть везде и во всем. Прана не есть «Я» человека, она есть лишь та мировая энергия, часть которой употреблена нашим оЯ» для своего вещественного проявления. Когда «Я» уходит из физического тела при его смерти, прана, освободясь из-под действия «Я», повинуется лишь приказам отдельных атомов или групп, составлявших раньше физическое тело; а так как физическое тело разлагается на свои составные части, то каж-гый атом удерживает в себе лишь столько зраны, сколько ему надо, чтобы быть способным войти в новые комбинации.

Остаток праны возвращается к ее общему источнику. Прана, хотя и находится во всех формах материи, однако же она не материя, i лишь энергия или сила, которая оживляет материю. Она есть сила, которая действует в -течении магнетическом, психическом, лечении на расстоянии и т.п. То, что многие называют «животным магнетизмом», есть в ;: щности пользование праной.

В «Науке о Дыхании» нами даются указания для накопления праны в нашем организме, для ее более правильного распределения по всему телу, в котором она укрепляла при этом каждую часть,  каждый орган, возбуждая жизненность каждой клетки. Потоком праны можно воспользоваться к избавлению себя самого или других от страданий, направляя в пораженные части увеличенное количество ее, взятое из воздуха. Потоком праны можно воздействовать на других лиц даже на расстоянии. Направляющий ее на других мысленно посылает прану, собранную с этой целью, и она проникает в психический организм больного.

Подобно волнам Маркони она невидима глазам человека (за исключением тех, кто достиг уже высокой степени ясновидения), проходит сквозь все препятствия на своем пути и находит то лицо, к которому она направлена. Передача праны на расстояние воздействием воли составляет основу в механизме передачи мысли на расстоянии, телепатии и прочем. Можно окутать человека атмосферой праны, пропитанной сильной, охраняющей мыслью, которая сделает его способным противостоять враждебным мысленным волнам других лиц и даст ему возможность жить безопасно среди враждебной ему мысленной атмосферы.

Мы советуем читателю прочесть снова ту часть «Науки о Дыхании», которая учит, как пользоваться праной и управлять ею, сами же перейдем к следующему основному началу организма человека.

 

7. ДУШЕВНЫЕ (ПСИХИЧЕСКИЕ) НАЧАЛА, ИЛИ НАЧАЛА РАЗУМА

Читатель, изучающий психологию по работам западных ученых, найдет в первом умственном начале, т.е. в инстинктивном уме, некоторые признаки того, что западные психологи назвали подсознательным умом. Но беда в том, что западные психологи отнесли к деятельности подсознательного ума некоторые проявления духовного, или интуитивного, ума, смешав таким образом высшие и низшие способности ума и отнеся их к одному разряду. При этом интеллект, в действительности являющийся средним началом, назван сознательным умом и признан высшим по отношению к подсознательному уму.

Философия йогов выделяет из подсознательного ума интуитивные, или духовные, способности и ставит их выше интеллекта. Таким образом, философия йогов признает три умственных начала:

1)         инстинктивный ум, который достигает

очень высокой степени развития у высших

животных: у собак, обезьян, слонов;

2)         интеллект, т.е. «сознательный ум» по

терминологии западных психологов;

3)         духовный, или интуитивный, ум, обла

дающий свойствами, непонятными западным

ученым.

Эти три начала вместе составляют душу. Запад не  может понять интуитивного ума, потому что он смешивает интуицию с инстинктом. В действительности интуитивный ум совершенно отличен от инстинктивного.

По мере того как мы будем касаться каждого из этих трех начал ума, читатели увидят точки соприкосновения, сходство и разницу между теориями западных психологов и учениями йогов*.

Мы надеемся, что изучающие освободят мысль свою от всяких предвзятых мнений по этому вопросу и выслушают нас прежде, чем составят себе окончательное убеждение. В следующем чтении мы перейдем к подробному изложению всего, что касается трех основ разума.

Мантрам к чтению первому

«Мантрам» — это слово, фраза или стих, употребляемый на Востоке для того, чтобы сосредоточиться на какой-нибудь мысли и запечатлеть ее глубоко в уме, размышляя о ней непрестанно днем и ночью. Это нечто вроде «положений» или «утверждений», употребляемых последователями «ментальной науки» или «менталистами» Запада. Мантрам для чтения первого состоит из стихов западного поэта Орра.

«Я ГОСПОДИН ТЫСЯЧИ МИРОВ И ЦАРСТВУЮ С НАЧАЛА ВРЕМЕН. НОЧЬ  И  ДЕНЬ  ПРОЙДУТ  В СВОЕМ ЦИКЛЕ,

ПОКА Я РАССМОТРЮ ИХ ДЕЛА, НО ВРЕМЯ ПРЕКРАТИТСЯ РАНЬШЕ, ЧЕМ Я ПОЛУЧУ ОБЛЕГЧЕНИЕ, ПОТОМУ ЧТО Я ДУША ЧЕЛОВЕКА».

Выучите эти стихи наизусть и часто повторяйте их, заставляя ум возможно глубже проникать в идею бессмертия, так сильно выраженного в этих стихах, и помня, что вы и есть «Я», о котором там говорится.

Высшие четыре начала мы назвали при этом так:

4)         инстинктивный ум (ум животных);

5)         интеллект   (человеческий  рассудок  и

разум);

6)         духовный ум (интуитивное понимание,

наитие, или способность прозрения);

7)         дух.

Эта терминология не вполне удовлетворительна, но мы предпочли ее санскритской, названия и определения которой кажутся чересчур запутанными и искусственными и западным читателям.

Низшие три начала наиболее материальны, атомы, их составляющие, и после разрушения формы продолжают существовать в новых формах и комбинациях. Эти три начала соединяют «Я» Человека с земной жизнью и имеют значение совершенно такое же, как одежда, теплота, электричество и т.п. В высшей природе Человека они не играют никакой роли.

Четыре высших начала составляют мыслящую, разумную часть Человека.

Тем, кто совсем не думал об этом, может показаться странной мысль, что человеческий разум проявляется на разных плоскостях. Но кто изучал психологию, знает, что существуют различные виды мышления, и что для объяснения их разницы уже предлагалось много теорий. Философия йогов дает ключ к этой тайне. На первый взгляд кажется, что сознательная, разумная, рассудочная часть человеческого существа производит, если не всю, то почти всю психическую работу, но небольшое размышление покажет нам, что рассудочная деятельность ума — это только небольшая часть работы души.

Человеческий ум действует на трех плоскостях, и каждая из них незаметно переходит в другую, в высшую или низшую. Вы можете представить себе, что один разум действует в трех направлениях, или что три ума незаметно переходят один в другой, составляя один разум. И тот и другой взгляд верен до известной степени, но действительная истина слишком сложна, чтобы ее можно было подробно изложить при начальном ознакомлении.

Главное, к чему мы теперь должны стремиться, это закрепить новые понятия в уме читателя, создать как бы крючки, на которые впоследствии можно будет повесить дальнейшие сведения.

Мы коснемся вкратце этих различных умов», или плоскостей действия, на которых происходит работа мысли, начиная с самого низшего инстинктивного ума.

 

ИНСТИНКТИВНЫЙ УМ

Инстинктивный ум люди разделяют с животным царством. Это первая форма психической жизни, достигаемая на пути эволюции сознания.

В низших фазах этого ума сознательность едва заметна, и отсюда, от этих низших сфер, она поднимается путем постепенного развития, достигая в высших животных очень высокой степени сознательности в сравнении с первыми своими проявлениями. Когда же инстинктивный ум начинает переходить в высшее пятое начало, «интеллект», его уже трудно отличить от низших форм последнего.

Первый проблеск инстинктивного ума можно наблюдать уже в царстве минералов, особенно в кристаллах и т.п. Затем в растительном царстве он уже делается совсем заметным, а в некоторых из высших типов растений показывает как бы зачаточные формы сознательности.

Далее в мире животных наблюдаются более сильные проявления инстинктивного ума, начиная от форм, близких к миру растительному по своей слабой сознательности, и кончая степенями разумности, почти равными ЕИЗШИМ формам проявления человеческой гуши. Затем у людей мы видим, как инстинкты постепенно слабеют, по мере развития пятого разумного начала — интеллекта.

И наконец в современном человеке мы наблюдаем это пятое начало, интеллект, уже контролирующим и подчиняющим себе целесообразно или нецелесообразно четвертое основное начало, т.е. инстинкт. Но необходимо заметить, что даже Человек высшего развития обладает еще очень сильно развитой деятельностью инстинктов и в различной степени подчиняет ее себе или сам подчиняется ей.

Инстинктивный ум еще очень полезен Человеку в настоящей стадии его развития. Как физическое существо Человек не мог бы существовать без инстинктов. И Человек может сделать из инстинктивного ума в высшей степени полезного слугу. Но горе ему, если он позволит инстинктам управлять собой, т.е. завладеть правом, принадлежащим их старшему Гзату — интеллекту. Здесь именно нам следует обратить внимание на тот факт, что Человек представляет собой существо, продолжающее развиваться. Его ни в каком случае нельзя считать законченным.

Человек достиг своего настоящего развития, совершив утомительное путешествие; но он видит только восход солнца, полдень еще очень далеко от него.

Пятое начало, интеллект, уже значительно развит у наиболее передовых из наших современников, но у большинства людей развитие его еще только началось. Многие люди только немного выше животных, и ум их работает исключительно на инстинктивной плоскости. Все люди нашего времени, может быть только за исключением очень немногих, высокоразвитых, должны быть настороже, чтобы инстинкты случайно не завладели ими.

Самая низшая фаза работы инстинктов подобна их работе в растительном царстве. Вся жизнь нашего тела зависит от этого отдела души. Непрерывное восстановление тканей, переработка их, пищеварение, усвоение, выведение ненужных частиц и т.п. — все это делается «инстинктивно». Вся изумительная работа тела как в пору здоровья, так и во время болезни добросовестно исполняется инстинктивным умом, без участия разумного сознания.

Целесообразная и кажущаяся разумной работа всех органов тела и клеточек находится под управлением инстинктов. Прочтите в «Науке о Дыхании» о чудесном процессе кровообращения, очищения крови и т.п., и вы поймете, как изумительна работа даже этой низшей стороны души. Эта часть работы инстинктивного ума идет правильно у животных, у растений и даже у человека, пока последний не начинает развивать понемногу интеллект, который вмешивается в работу для него чужую и посылает противоречивые внушения, расстраивая естественный ход дел.

Однако это нарушение порядка только временное, и, по мере того как развитие интеллекта идет дальше, он начинает сознавать свои ошибки, стремится привести все в порядок и предотвратить возможность нарушения правильной работы организма

Но это заведывание «растительной» жизнью организма — только одна сторона деятельности инстинктивного ума. В то время, когда животное идет вперед по пути развития, для него возникает необходимость защищать себя, добывать себе пищу, защищать своих детей и прочее. И животное не рассуждает об этом. В нем как будто сам собою возникает «инстинкт борьбы за существование».

И эта деятельность инстинктивного разума продолжает существовать и в людях, иногда с удивительной силой проявляясь в нашей душевной жизни. В нас осталось еще много старого боевого духа животного, хотя мы уже умеем контролировать его и держать в руках благодаря свету мысли, полученному от развития наших высших способностей.

Инстинктивный ум учит животных строить гнезда перед наступлением зимы, переселяться в теплые края, проводить зиму в спячке, а также тысячам других вещей, хорошо известных изучающим естественную историю. И он же учит нас многим вещам, которые мы исполняем, подчиняясь его голосу. Кроме того, он берет на себя работу, которую мы сначала научаемся делать при посредстве интеллекта и затем передаем инстинктивному уму, исполняющему ее автоматически или почти автоматически.

Просто поразительно, сколько ежедневных обязанностей исполняется нами под управлением инстинктивного ума, деятельность которого только случайно попадает на рассмотрение интеллекта. Когда мы учимся делать что-либо «на память», это значит, что мы сначала овладеваем работой на интеллектуальной плоскости, а затем передаем ее инстинктам, которые используют ее не хуже, а даже лучше.

Женщина, шьющая на швейной машинке; машинист, управляющий паровозом; маляр, красящий крышу, — все они зависят от инстинктивного ума, потому что интеллект очень скоро утомился бы, если б ему пришлось самому исполнять всю эту повседневную работу, обдумывая и решая каждое движение. Обратите внимание на разницу, как вы делаете что-нибудь, когда учитесь, и как делаете потом, когда уже выучитесь.

Эти последние проявления инстинктивного ума, т.е. заведывание автоматической деятельностью, относятся- уже к высшим сторонам его деятельности и в сильной степени обусловлены соприкосновением и слиянием его с развивающимся интеллектом.

Инстинктивный ум есть также «ум привычек». Он представляет собой страшный склад, наполненный множеством вещей, полученных из самых разнообразных источников. В нем много полученного путем наследственности, много такого, что развивалось в нем самом, и много того, что он получил от интеллекта, включая сюда и внушения, идущие от других людей, а также и волны мысли, проходящие по человечеству, из одного ума в другой. Инстинктивный ум хранит в себе все виды безумия и мудрости.

Мы рассмотрим эту сторону его деятельности в следующем чтении — в главе о внушении и самовнушении, о силе мысли и прочая.

Истинный ум соединен с различными степенями сознательности, начиная от почти неуловимого для нас сознания минерала, до «простого» сознания животного и низших типов человека.

Самосознание появляется у человека лишь вместе с развитием интеллекта, и о нем мы будем говорить в надлежащем месте. Космическое сознание, или сознание Вселенной, приходит с развитием способности прозрения, или интуитивного ума, и мы коснемся его дальше. Таков постепенный рост сознательности в живом мире Вселенной.

Прежде чем мы перейдем jc следующему началу, мы должны обратить ваше внимание на то, что инстинктивный ум есть вместилище потребностей, страстей, желаний, инстинктов, ощущений, чувств и эмоций. Все ощущения, относящиеся к эмоциям и страстям, принадлежат к этой сфере. Все потребности тела, как голод и жажда, половое влечение физического характера, все страсти, как, например, физическая любовь, ненависть, зависть, злоба, ревность, мщение, входят в нее; «похоть тела, вожделение взгляда, гордость жизни» относятся к ней же.

Это основное начало, самое материальное из трех душевных начал и наиболее привязывающее нас к земле и к земному. Обратите внимание, мы не осуждаем вещей материальных или «земных».. На своем месте они имеют свое право на существование, но человек в своем развитии должен смотреть на них как на низшие ступени в своей духовной эволюции. И, достигнув более ясного понимания, он уже понемногу сбрасывает с себя узы, крепко привязывающие его к материальной стороне жизни, и вместо того, чтобы видеть в ней свою цель, хотя бы временную, начинает определенно сознавать, что в лучшем случае это только средство для достижения высшей цели.

Многие из «грубых» инстинктов еще сохранились у нас и особенно резко выступают наружу у неразвитых людей. Оккультисты учат обуздывать и контролировать эти низшие желания и подчинять их высшим духовным идеалам, раскрывающимся перед нами. Но человек не должен приходить в отчаяние, если он найдет в себе еще много животных инстинктов. Это не есть признак чего-нибудь дурного.

Уже одно то, что он сознает их, показывает, что развитие его идет вперед, потому что, хотя животные инстинкты и существовали в нем раньше, он не знал их настоящей роли в своей жизни. Теперь он их знает. И это поможет его развитию. Знание есть сила. Учитесь узнавать остатки животной натуры в себе и будьте укротителем диких зверей.

Высшие начала всегда возьмут верх, но для этого требуются терпение, настойчивость и вера. «Грубые» свойства были необходимы в свое время. Животное нуждалось в них. Они были хороши для своей тогдашней цели. Но теперь, когда человек достиг высоких ступеней развития, он видит яснее и учится подчинять свои низшие начала высшим. Низшие инстинкты не были насажены в нас «дьяволом», они явились в процессе эволюции как вполне законное явление в свое время и на своем месте. Но теперь мы уже переросли их и можем оставить позади. Поэтому не бойтесь этого наследия прошлого; вы можете при желании отбросить свои низшие инстинкты. Но не презирайте их даже тогда, когда вы попираете их ногой — это ступни, по которым вы достигли вашего настоящего положения, и по которым вы достигните еще больших высот.

 

10. ИНТЕЛЛЕКТ (РАССУДОК, РАЗУМ)

Мы теперь дошли до разумного начала, отличающего Человека от животного. Первыми четырьмя началами, кроме Человека, обладают низшие царства Природы. Но пятое начало принадлежит уже только Человеку. Резкого изменения или заметного перехода от сознательности четвертого начала к сознательности пятого не существует. Эти начала незаметно переходят одно в другое и сливаются, как цвета в спектре.

По мере того, как развивается интеллект, он слабо озаряет четвертое начало и сообщает инстинктивной жизни начало действительной разумности. «Простое сознание» переходит в «самосознание». Пока не проявится ясно пятое основное начало, существо, обладающее хорошо развитыми четырьмя началами, может проявлять страсти, но не разум, эмоции, но не интеллект; желания, но не разумную волю.

Человек на этой стадии развития подобен народу, ожидающему монарха; спящему, ожидающему магического прикосновения того, кто был послан пробудить его от заколдо-занного сна; это животное, ожидающее появления в нем творческого начала, которое преобразует его в Человека.

У некоторых животных в инстинктивной

деятельности уже начинает проявляться,

почти рассудочность, т.е. в четвертом нача

ле уже начинают выступать низшие сторо

ны пятого. С другой стороны, у некоторых

из низших человеческих типов пятое нача

ло, т.е. интеллект, проявляется слабо, так

что «человек» представляет больше живо

тных черт, чем многие из домашних живо

тных, которые, живя в продолжение многих

поколений в тесном общении с человеком,

приняли отчасти окраску его душевных

эманации.

Первым признаком истинного развития пятого основного начала, интеллекта, является пробуждение самосознания. Для того, чтобы лучше понять это, рассмотрим, что представляет собою сознание.

У низших животных очень мало того, что мы можем назвать сознанием. Сознание низших животных немногим выше простого ощущения. Ментальная жизнь их, если можно так назвать, протекает исключительно в области подсознания и относится исключительно к физической жизни и к удовлетворению примитивных потребностей организма. Дальше примитивное сознание развивается в то, что психологи определяют термином «простое сознание».

Простое сознание есть известная осведомленность о внешних явлениях и способность смутно отличать их от явлений внутреннего мира. При этом все сознательное внимание направлено на внешний мир.

Животное не может думать о своих мыслях и чувствах, о своих надеждах и страхах, о своих стремлениях и планах, не может сравнивать их с подобными же мыслями подобных ему существ. Оно не может направить свой взор внутрь себя и размышлять об отвлеченных вещах. Оно просто принимает вещи так, как они приходят к нему, и не задает вопросов. Оно не пытается найти разрешения своих внутренних вопросов, потому что для него такие вопросы еще не существуют.

При помощи самосознания у человека начинает создаваться понятие о его «я».

Он начинает сравнивать себя с другими, размышлять об этом. Он пересматривает свой наличный умственный запас и начинает выводить заключения из того, что находит в своем уме. Он начинает думать, анализировать, классифицировать, разделять, делать выводы и т.д. По мере развития он начинает мыслить все более и более самостоятельно и дает все новые и новые внушения своему инстинктивному уму. Он начинает полагаться на свой собственный ум и не хочет больше принимать слепо того, что идет из умов других. Он начинает самостоятельно творить и не является уже более простым автоматом в умственной работе.

Из этого-то проблеска сознательной разумности развивается высшая сознательность. Один из новейших писателей ярко выражает эту мысль в следующих словах:

«В течение сотен лет наблюдалось восхождение вверх по общей плоскости сознания/ постепенное с точки зрения человека, но быстрое и стремительное с точки зрения космического развития. У человекоподобной расы, с большим количеством мозга, ходящей прямо, стадной, зверской, но царящей над всеми зверями, из высшего «простого сознания» родилась основная   человеческая   способность  самосознания и сопутствующий ей близнец — «язык».

Благодаря этим способностям и тому, что они принесли с собой путем бесконечных страданий, путем труда и борьбы, через сотни и тысячи лет из полуживотных образовалось современное человечество, со всем, чего оно достигло и чем оно обладает. Для того чтобы достигнуть настоящего положения и состояния, люди должны были пройти через звериность, дикость и варварство, через рабство, алчность и . страшные усилия; через бесконечные победы, через ужасные поражения, через нескончаемую борьбу, через века бесцельного полуварварского существования, питаясь кореньями и ягодами, научаясь пользоваться случайно найденной палкой или камнем, через жизнь в глухих лесах, на орехах и зернах, или на морском берегу, питаясь моллюсками, раками и рыбой; затем, совершив, может быть, величайшую из человеческих побед — покорив себе огонь и выучившись после долгих бесплодных усилий обрабатывать землю, делать кирпичи, строить дома, плавить металлы, создав ремесла и медленно вырабатывая алфавит и пользуясь письменностью, человек наконец стал таким, каким его знаем».

Все это было бы совершенно невозможно без появления самосознания и речи. Самосознание легко понять, но трудно определить. Тот же писатель очень хорошо выражает сущность самосознания, говоря, что всякое существо без самосознания может знать, но только при помощи самосознания оно может ЗНАТЬ, ЧТО ОНО ЗНАЕТ.

Вместе с развитием интеллекта появляются начатки всех изумительных достижений человеческого ума настоящего времени, Но, как бы ни были грандиозны эти достижения, они ничто перед тем, что еще предстоит человечеству. Интеллект идет вперед от победы к победе. Развиваясь, он получает все больше и больше света через ближайшее высшее начало — способность прозрения, и в конце концов он создаст то, о чем мы даже не можем мечтать.

И тем не менее необходимо помнить, что интеллект далеко не высшее начало в Человеке. Выше его находятся еще два начала, настолько же превосходящих интеллект, насколько интеллект стоит выше инстинктивного ума. Поэтому не следует создавать себе бога из интеллекта и не следует допускать, чтобы его гордость ослепляла.

Важность пробуждения самосознания станет еще яснее, когда мы скажем, что, согласно оккультной доктрине, в существе появляется действительно бодрствующая жизнь души с того мига, когда в нем пробуждается сознание себя, своего «Я», т.е. с момента пробуждения самосознания. Мы не имеем сейчас в виду той внутренней жизни, которая наступает после духовного пробуждения, — это будет еще более высокой стадией, мы говорим здесь только о пробуждении души к сознанию своего разумного «Я».

Это то мгновение, с которого начинает бодрствовать «Я» младенца. До этого времени оно дремлет, живое, но не сознающее себя. И вот наступает час мучений, внутреннего труда и рождения души. Душа, с мига первого ощущения себя, встречается все с новыми и новыми условиями, и ей необходимо привыкнуть х ним и преодолеть множество препятствий, прежде чем он достигнет духовной возмужалости. Ей придется пережить много опытов, перенести много испытаний, но она должна идти все вперед и вперед.

Временами могут быть замедления, которые будут казаться движением назад, но душа преодолевает все препятствия и стремится по своему пути. Никогда не бывает настоящего движения вспять. Как бы медленно ни казалось движение вперед, все-таки мы непрерывно движемся.

Мы можем извлечь много полезного для понимания себя из рассмотрения пробуждения и деятельности инстинктивного ума и интеллекта, и мы должны несколько остановиться на этих вопросах.

Очень важно обратить внимание на то, что пробуждение интеллекта не необходимо делает данное существо лучшим в смысле «добра». И хотя совершенно верно, что развивающееся новое начало или способность заставляет человека стремиться вперед, но тем не менее некоторые люди бывают до такой степени плотно окутаны животными оболочками, так связаны с материальной стороной вещей, что пробуждающийся интеллект дает им только большую силу для удовлетворения их низших желаний и наклонностей.

Человек, если захочет, может превзойти животных своим зверством и животностью. Он может опуститься до таких низин, какие совершенно недоступны животным. Животное управляется исключительно инстинктами, и все его действия совершенно естественны. Поэтому животное нельзя осуждать за то, что оно следует тем или иным импульсам своей природы.

Но человек, в котором интеллект уже достиг достаточного развития, знает, что опускаться до уровня животных и даже ниже, противоречит его высшей природе. Кроме того, опускаясь, он прибавляет к животным желаниям приобретенные им способности — хитрость и разумность и сознательно унижает свои высшие начала, заставляя их служить преувеличенным животным наклонностям.

Люди злоупотребляют своими желаниями больше, чем животные. Чем выше человек развит, тем глубже он может упасть. Он сам создает новые животные желания или, лучше сказать, строит здания своих желаний на фундаменте животных инстинктов. Мы считаем лишним говорить здесь то, что известно всем оккультистам, именно, что такой ход вещей приводит к определенным последствиям, и душе придется потратить много тяжелых лет, чтобы снова пройти ту дорогу, по которой она добровольно шла вспять.

Ее прогресс был задержан ею же самой, и ей придется вновь пройти путь к человеческому развитию со звероподобными существами, которые, естественно, находятся в страшно тяжелых условиях, преодолевая препятствия пути. И человеческой душе придется нести на своих плечах бремя ужаса от сознания всего окружающего, в то время как ее спутники не имеют такого сознания и потому не будут страдать от своего положения. Представьте себе цивилизованного утонченного человека, которому приходится много лет жить среди австралийских аборигенов, с ясным воспоминанием о том, чего он лишился, и вы будете иметь слабое понятие о судьбе того, кто сознательно употребляет свои высшие способности на служение низшим целям и желаниям. Но даже и таким душам приносит спасение время.

Пусть наша высшая природа стоит на страже и не дает ввергнуть себя в животную жизнь, через которую она уже прошла. Устремите взор ввысь, и пусть вашим девизом будет слово «вперед». Животная природа может влечь вас назад, но скрытая духовность поддержит вас, а способность прозрения поможет, если вы доверитесь ей.

Интеллект находится посредине между высшими и низшими силами, и на него могут иметь влияние как первые, так и последние. Пускай выбирает свой путь борющаяся душа. Спасение Человека в нем самом. Он должен искать его и не давать себе погрузиться в тину животной природы. Человек должен стремиться выявлять свое «Я» внутри себя и быть сильным.

В нем бессмертная душа, которая идет все выше и выше.

Мантрам к чтению второму:

 

«Я — ГОСПОДИН САМОГО СЕБЯ».

 

Запомните эти слова и возможно чаще повторяйте их, стараясь проникнуть умом в их внутренний смысл. Помните всегда, что «Я» есть высшая часть вас, пробужденная к сознательности;   та   часть,   которая   должна быть   господином   животной   природы,   уже сильно подчиненной вам.

 

Чтение третье: духовные начала

 

ВВЕДЕНИЕ

Во втором чтении мы дали краткий очерк четвертого и пятого начал души человека, т.е. инстинктивного ума и интеллекта. Как мы уже говорили раньше, человек дошел в развитии четвертого начала до его крайней точки. Некоторые из нас уже в значительной степени развили в себе и эту интеллектуальную способность (хотя фактически мы завоевали очень немного в новой территории ума, и нам предстоят еще большие задачи), между тем как другие, по-видимому, обладают еще сознанием, не выступающим за пределы инстинктивного ума, и обнаруживают только проблески интеллекта.

Это справедливо не только относительно диких рас, но и относительно очень многих людей, принадлежащих к так называемым цивилизованным народам, которые еще и не научились поступать сообразно своему убеждению и охотно разрешают другим думать вместо себя, следуя за своими вождями, как глупое стадо баранов. Но все-таки человечество идет вперед хотя медленно, но верно, и многие из тех, кто раньше не думал, начинают размышлять, многие отказываются от мыслей из вторых рук и настаивают на своем собственном знании.

Если мы обратим внимание на то, что существует много людей, у которых пятое начало (интеллект) очень слабо развито, и что люди вообще очень недалеко ушли в области интеллекта, то мы поймем, как трудно для кого-нибудь из нас, за исключением людей духовного развития, понимать хотя бы даже в слабой степени высшие духовные начала.

Это так же трудно, как слепорожденному понять, что такое свет, или глухонемому от рождения составить себе представление о звуке. Понятие можно составит только о чем-нибудь знакомом по опыту. Человек, никогда не евший ничего сладкого, не может составить себе понятия о сахаре. Без опыта, относящегося к данному явлению, наш ум не может составить о нем понятия. Таков закон Природы.

Но из тех, кто интересуется затрагивае-. мыми здесь вопросами, почти все обладают достаточным опытом, чтобы быть в состоянии понять, что мы будем говорить о шестом начале, потому что им уже знакомы те проблески сознания, которые раскрывают нам сущность способности прозрения (или интуитивного ума).

Стремление к оккультизму, этот голод души в поисках света, является указателем на то, что шестое начало — духовный ум, начинает делаться орудием нашего сознания. И хотя, может быть, пройдут века, прежде чем наступит для нас пробуждение полного духовного сознания, все-таки способность прозрения, как бы слаба она в нас ни была, будет иметь на нас влияние и будет помогать нам. Возникающая в нас духовная тревога может причинить нам много беспокойства, пока мы не увидим себя на прямой дороге к знанию. И даже после, мы долго будем чувствовать себя неудовлетворенными теми крошками, которые падают к нам со стола знания.

Но не следует отчаиваться: все, ищущие истины, должны знать, что страдания эти — лишь муки духовного рождения. Перед нами великие явления, — мы должны быть мужественными и не бояться.

В конце этого чтения мы будем говорить о процессе просветления или проявления духовного сознания, которое уже наступило или наступает для многих из нас. И то, что мы имеем сказать, может пролить свет на много явлений, знакомых для читателей, но которым они до сих пор не могли найти объяснения.

Мы обратимся теперь к шестому началу: к духовному уму или способности прозрения, которое будет понятно тем, у кого были проблески сознания, идущие с этой плоскости души. Кто не достиг этой стадии развития, тот найдет излагаемые нами мысли слишком темными. Что касается седьмого начала, — духа, то оно находится за пределами кого бы то ни было из людей, за исключением немногих высокоразвитых и просветленных душ, находящихся в телесной оболочке или вне ее, которые настолько стоят выше обыкновенных людей, насколько человек, достигший уже «способности прозрения» стоит выше существа, не дошедшего еще даже до интеллектуальной плоскости и живущего инстинктами.

Мы можем только передать общее интеллектуальное понятие того, что мы разумеем под словом «дух». Даже первое проявление его, т.е. духовность, еще очень далеко от человеческой расы на настоящей стадии ее развития. Однако, необходимо знать о существовании духа. Это помогает нам уяснить себе сущность «духовного ума» или «духовности», представляющей средство сообщения духа с интеллектуальным сознанием. При этом понимание духовности раскрывает нам такой изумительный мир мысли что мы можем с чувством удовлетворения оставить понимание духа до того времени, когда мы внутренне вырастем до сознания его.

 

12. ДУХОВНЫЙ УМ (ДУХОВНОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ ПРОЗРЕНИЯ ИЛИ ИНТУИТИВНЫЙ УМ, НАИТИЕ)

Шестое начало — духовный ум, описывалось некоторыми писателями под именем «сверхсознательного ума»; этот термин отмечает различие, существующее между подсознательным, или инстинктивным, умом и сознательным умом или интеллектом.

Таким образом, духовный ум (или интуиция) выделяется, и при этом становится видно, что, будучи отдельным от интеллекта, он в то же время не имеет ничего общего с низшим инстинктивным умом. И хотя действительное существование способности прозрения ясно только ограниченному числу людей, кроме них есть много таких, которые сознают «что-то высшее в себе самих».

И это высшее ведет их к мыслям, желаниям, стремлениям и поступкам, все более и более возвышенным и благородным. А еще большее число людей получает только слабое мерцание света духа, и все-таки, хотя они и не знают его, они до некоторой степени подчинены его влиянию.

Таким образом, все человечество получает благодетельные лучи духа. Хотя во многих случаях свет, идущий от духа, бывает затуманен плотными материальными преградами, окружающими Человека до такой степени, что его духовные сумерки подобны мраку ночи. Но все же Человек постоянно развивается, сбрасывает оболочку за оболочкой и медленно подвигается к своей высокой цели. В конце концов свет засияет для всех.

То, что мы считаем хорошим, благородным и великим в человеческом уме, идет от духовности, или «духовного ума» и постепенно становится частью обыкновенного сознания. Некоторые восточные писатели предпочитали термин «проецируется», как более точно указывающий на процесс, при посредстве которого луч света проникает в сознание человека, не достигшего еще сверхчеловеческой стадии полного духовного сознания. То есть они говорят, что духовность «проецируется» в сознание человека. Все, что приобретается человеком по ходу его развития, все, что ведет его к благородству, к истинному религиозному чувству, к милосердию, гуманности, справедливости, к альтруистической любви, симпатии и т.п. — все это получается при содействии его медленно развивающейся духовности. Его любовь к Богу и его любовь к человеку была приобретена им таким путем.

По мере того, как идет внутреннее развитие человека, расширяется его понятие справедливости, является больше сострадания, укрепляется сознание братства всех людей, разрастается понятие о любви и усиливаются те качества, которые людьми всех верований признавались «хорошими».

Все эти свойства могут быть сведены к практической попытке жизни по заветам великого духовного учителя, провозгласившего великую истину (хорошо понятую оккультистами всех верований, но так плохо усвоенную его последователями) в словах: «Люби Бога всем сердцем и всею душою, всем умом и всею силою, и ближнего твоего, как самого себя».

По мере того, как у человека начинает развиваться духовное сознание, у него появляется прочное чувство реальности существования высшей силы, и вместе с тем растет сознание братства всего человечества и родственной связи между людьми. Он не может получить этого сознания ни от инстинктивного ума, ни от интеллекта.

 

ДУХОВНОСТЬ НЕ ИДЕТ ВРАЗРЕЗ С ИНТЕЛЛЕКТОМ, А ТОЛЬКО ВЫХОДИТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ЕГО. Эта высшая способность передает интеллекту некоторые истины, которые находит в тех областях, куда интеллект не может проникнуть. И интеллект, насколько может, делает об этих истинах суждения и умозаключения. Но эти истины не берут начала в интеллекте. Интеллект холоден — духовное сознание тепло и одушевлено высоким чувством.

Человек по пути лучшего и более полного понятия Божественной силы не идет от интеллекта, хотя этот последний и судит о полученных впечатлениях и старается соединять их в системы, создавать из них верования, культы и т.п. Точно так же не интеллект дает нам растущее в нас чувство родственной связи между людьми, — чувство братства человечества.

Мы хотим объяснить, почему человек становится милосерднее к себе подобным, а также и к низшим формам жизни. Это происходит не потому, что интеллект учит его значению милосердия и любви, так как человек не может сделаться милосердным и любящим путем холодного рассуждения. Напротив того, он становится милосердным и любящим, потому что в нем самом возникают некоторые импульсы и желания, идущие неизвестно откуда, которые делают невозможным для него поступать иначе, не испытывая неприятного чувства и страданий.

Эти импульсы так же реальны, как и другие желания и импульсы; и по мере того, как человек развивает их, они становятся все многочисленнее и сильнее. Бросьте взгляд на мир, каким он был несколько сот лет тому назад, и посмотрите на него теперь — и вы увидите, насколько мы стали добрее и лучше за это время. Но не хвалитесь этим, потому что мы можем показаться дикарями тем, кто вдет за нами и кто со своей точки зрения будет удивляться нашей негуманности по отношению к нашим братьям-людям.

По мере того, как человек развивается гуховно, он начинает чувствовать свою родственную связь со всем человечеством и начинает все больше и больше любить своих собратий. Он переживает чужие страдания, и когда они заставляют его страдать достаточно сильно, он старается как-нибудь помочь

С течением времени и по мере развития человека многие из тех ужасных мучений, которые люди терпят в настоящее время, сделаются невозможными вследствие того, что развивающееся духовное сознание человеческой расы заставит людей чувствовать чужие страдания с такой силой, что они не в силах будут дольше переносить их и добьются изменения положения вещей. Из внутренних тайников души явится протест против стремлений низшей животной природы, и хотя мы и будем временно заглушать этот протест, он будет становиться все более и более настойчивым, пока, наконец, мы не будем вынуждены обратить на него внимание.

Старый рассказ о двух советниках, которых имеет каждый человек, одного, уговаривающего его следовать высшим началам, и другого, искушающего его соблазнами пути низших наклонностей, подтверждается оккультной теорией о трех началах души.

Интеллект представляет сознание «Я» среднего человека. Это «Я» имеет с одной стороны инстинктивный ум, наделяющий его старыми желаниями прежнего «Я», — импульсами менее развитой жизни животных или низшего человека, теми желаниями, которые принадлежат низшим стадиям развития и недостойны внутренне растущего человека. С другой стороны, способность прозрения (духовность) обогащает интеллект своими импульсами и стремится поднять его сознание до своей высоты, помогая человеку в его совершенствовании и развитии и вызывая в нем желание господства и контроля над его низшей природой.

Борьба между высшей и низшей природой была отмечена всеми исследователями человеческого духа и характера, и много теорий было создано для ее объяснения. В прежние времена учили, что человека, с одной стороны, искушает дьявол, с другой же, он ограждается ангелом-хранителем.

Но всем оккультистам известны истины, что:

1)         борьба идет между двумя элементами

человеческой природы, не находящимися во

вражде и не противоположными один друго

му, а просто идущими каждый свои путем;

2)         «Я» разрывается и разбивается в своих

усилиях принадлежать двум разным сторо

нам человека;

«Я» находится в переходной стадии сознания, и борьба бывает по временам мучительна, но внутренне растущий человек с течением времени поднимается выше влечений низшей природы, и пробуждающееся духовное сознание дает ему возможность понимать настоящее положение вещей, помогает ему овладеть низшим «Я» и стать в правильное-активное отношение к нему. В то же время внутренний рост заставляет человека раскрывать свою душу для света, идущего от способности прозрения, и держаться пассивно перед ней, не противодействуя ее влиянию.

Интуитивный, или духовный ум есть также источник вдохновения, которое осеняло во все времена поэтов, художников, скульпторов, писателей, проповедников, ораторов и многих других, и которое осеняет их и теперь. Это источник, из которого ясновидящий черпает свои видения, а пророк свои предсказания.

Многие люди, сосредоточиваясь на высоких идеалах в своей работе, получали редкие знания из этого источника и приписывали это откровению,, идущему от существ другого мира,, — ангелов, духов и даже от самого Бога. Между тем как источник всего этого находился в них самих и был голосом Высшего «Я», говорившего им.

Мы не хотим этим сказать, что никакие знания не могут придти к человеку от высших существ. Напротив, мы знаем, что высшие существа часто сообщаются с человеком посредством его интуитивного ума, —' но мы только утверждаем, что многое из того, что человек приписывает внешнему влиянию, исходит от него самого. И человек путем развития духовного сознания может привести себя в тесную родственную связь и соприкосновение с этой высшей частью своей собственной природы и, таким образом, приобрести знания, о которых интеллект сам по себе даже не может мечтать*.

Некоторые высшие психические силы открываются человеку этим же способом, но такие силы редко делаются достоянием человека прежде, чем он возвысится над низшей частью своей природы, потому что в противном случае человек может пользоваться этими высокими дарами для низких целей. Только тогда, когда человек перестает стремиться к приобретению могущества для своих личных целей, это могущество приходит к нему. Таков закон.

Когда человек узнает о существовании духовного ума и начинает понимать его внушения и указания, он закрепляет этим свою связь с ним и начинает получать свет большей яркости. Когда мы научаемся доверяться духу, он отвечает нам, посылая более частые вспышки просветления и озарения. По мере того, как развивается духовное сознание человека, он все более и более полагается на внутренний голос и все лучше и легче отличает его от импульсов, идущих с низших плоскостей души. Он учится следовать указаниям духа и принимает протягиваемую ему руку помощи.

Многие из нас научились познавать реальность бытия, «ведомые духом». Тем, которые уже подчинились этой власти, нам нечего объяснять, потому что они и так понимают. А те, которые еще не испытали власти духа, должны ждать, когда и для них наступит это время, так как нельзя выразить словами того, для чего нет слов. (В конце этого чтения мы дадим краткий очерк некоторых фраз «просветления», или пробуждения духовного сознания, которое нисходило на людей и которое снизойдет на всех в их будущих стадиях развития. Теперь мы должны перейти к краткому рассмотрению того, что только в слабой степени может быть понято нами, а именно к седьмому началу — Духу.

 

13. ДУХ

Как подойти нам к этому предмету, когда даже самые передовые умы людей нашего времени, живущих на Земле, только в слабой степени могут составить себе о нем понятие? Как может конечное выразить или понять бесконечное?

Дух — седьмое высшее начало человека, есть Божественная искра, наше самое драгоценное наследие от Божественной Силы, луч Центрального Солнца, наше Истинное «Я». Словами значение этого начала выразить нельзя, точно так же как нельзя охватить его умом. Это душа души.

Чтобы понять, что такое дух, мы должны понять Бога, потому что дух есть капля из Океана Духа, песчинка с берегов Моря Беспредельности и причина нашего развития в течение всех долгих веков эволюции человечества. Дух существовал раньше всего, и однако он последним проявится в полном сознании. Когда человек доходит до полного сознания духа, он становится настолько выше обыкновенного человека, что интеллекту в настоящее время трудно постигнуть это.

Будучи заключен в многочисленные материальные оболочки, дух ждал в течение долгих тяжелых веков своего хотя бы слабого признания и будет еще ждать многие годы, пока вполне не проникнет в сознание человека. Человеку предстоит подняться еще на много ступеней, пока дух заявит свои полные права. Дух есть то в человеке, что всего ближе соприкасается с Центром, т.е. с Богом. Только в случайные драгоценные мгновения мы сознаем в себе существование духа, и в такие мгновения мы чувствуем, что стоим перед страшным ликом Неизвестного и Неведомого.

Такие мгновения могут приходить, когда человек погружен в глубокое религиозное созерцание; или когда отдается произведению поэта, несущего весть от души к душе; или в часы такого горя, когда всякая человеческая помощь является излишней, а слова утешения кажутся насмешкой — когда все кажется потерянным, и человек чувствует потребность в непосредственном общении с чем-то, что выше его самого.

Когда эти мгновения проходят, они оставляют в нас мир, который после никогда уже не уходит от нас совсем; и после этого мы — уже иные, изменившиеся существа. В миг просветления или зари духовного сознания мы чувствуем реальное присутствие духа. В эти моменты мы сознаем наше родство с Центром Жизни. Через посредство духа Бог открывается людям.

Мы не можем дольше оставаться на этом предмете — его величие подавляет нас, и слова слишком бессильны для его выражения. Люди, чувствовавшие в себе порывы духовного ума, могли слабо сознавать постоянное присутствие духа, хотя, может быть, они и не были в состоянии охватить его полного значения.

А кто не испытал этого, все равно не поймет нас, хотя бы мы исписали целые тома, излагая наши несовершенные и неразвитые понятия об этом предмете. Поэтому мы не будем останавливаться дольше на этом вопросе, надеясь, что мы пробудили в уме читателя, по крайней мере, хотя бы слабое желание подойти ближе и соприкоснуться с высшей частью самого себя, со своим настоящим «Я».

 

14. ПРОСВЕТЛЕНИЕ ИЛИ ДУХОВНОЕ СОЗНАНИЕ

У большинства людей духовность развивается постепенно и медленно. И, хотя человек будет чувствовать постоянное нарастание духовного знания и сознания, он может не испытать никакой заметной или поражающей перемены. Но у других бывают мгновения того, что известно под именем «просветление», когда точно что-то поднимает их из нормального состояния, и они переходят на высшую плоскость сознания или бытия.

Такой опыт является могучим толчком в их жизни, хотя они и не могут ясно рассказать то, что испытали в состоянии экзальтации. Такие состояния разных форм и степеней приходят к людям самых разнообразных религиозных верований, взглядов и часто носят на себе характер религии, исповедуемой данным лицом. Но оккультисты признают все эти состояния только различными формами одного и того же явления — пробуждения духовного сознания и развития духовного ума, или способности прозрения.

Некоторые писатели называют этот душевный опыт космическим сознанием, что представляет собою довольно подходящий термин, так как просветление, особенно в его высших формах, заставляет человека соприкоснуться с жизнью в ее целом, почувствовать родство со всей жизнью, высокой и низкой, большой и малой, доброй и злой.

Эти переживания души очень разнообразны, соответственно степени развития людей, предварительной подготовке, темпераменту, характеру и т.д., но все случаи имеют характерные общие черты. Наиболее ясным признаком мгновений космического сознания является чувство обладания полным знанием всех вещей, почти чувство всеведения. Это ощущение продолжается очень недолго и оставляет после себя острое сожаление о виденном и утраченном.

Другим таким же общим признаком космического сознания является уверенность в бессмертии, т.е. иначе сказать, чувство истинного бытия, уверенность в своем существовании всегда, в прошлом и будущем.

Следующим общим признаком является исчезновение всякого страха и приобретение чувства уверенности и надежды, которые совершенно непонятны людям, не испытавшим моментов просветления сознания. Затем, на людей, испытывающих просветление, нисходит чувство любви ко всем людям, от самых близких до самых дальних, и от самых святых и чистых до тех, кого мир считает самыми низкими, порочными и недостойными.

Всякая наклонность к самооправданию и к осуждению других совершенно исчезает, и единая любовь, подобно свету солнца, изливается одинаково на всех, без отношения к степени их развития и добродетели.

Некоторые люди испытывают мгновения просветления в углубленном и благоговейном состоянии духа; другие точно впадают в сон, и у них остается только воспоминание духовного подъема вместе с чувством озарявшего их и проникавшего в них яркого света или сияния. Другим некоторые истины являются в виде символов, истинное значение которых делается им ясно иногда только долгое время спустя.

Эти переживания, будучи раз испытаны человеком, оставляют его в совершенно новом состоянии духа, и после он никогда уже не делается прежним человеком. И хотя острота впечатления со временем как бы стирается, все-таки остается память о нем, которая долгое время служит источником утешения и опоры человеку, в особенности, когда слабеет его вера и он сгибается и колеблется, как тростник под порывами ветра, среди противоречивых мнений и заключений интеллекта.

 

Память о моментах просветления всегда является источником новой силы, спасительной гаванью, где измученная душа ищет убежища от внешнего мира, который ее не понимает.

Состояния просветления обыкновенно сопровождаются чувством сильной радости, и действительно, радость точно наполняет тогда всего человека и выражается во всех его мыслях и словах. Но это не обыкновенная радость, и понять ее можно только тогда, когда испытаешь, — это такая радость, одно воспоминание о которой заставляет сильнее биться сердце и кровь быстрее течь по жилам. Как мы уже говорили, вместе с ней приходит чувство узнавания, «знания» всех вещей — умственное просветление, не поддающееся описанию.

В сочинениях великих поэтов всех стран, в проповедях пророков всех религий и времен мы можем найти следы нисходящего на них просветления, раскрытия духовного сознания. За неимением места мы не можем перечислить здесь всех многочисленных примеров. Один говорит об этом одним образом, другой — другим, но фактически все рассказывают одно и то же.

Все, кто испытал это просветление даже в слабой степени, узнают его в рассказах, стихах или проповедях других, испытавших то же самое, хотя бы между этими переживаниями протекли тысячелетия.

Это песнь души, и тот, кто ее слышал хоть раз, не забудет никогда. Все равно, будут ли звуки исходить из грубого инструмента полуварварских рас или извлекаться из усовершенствованного инструмента талантливым современным артистом, нельзя не узнать мелодию ее. В древнем Египте звучит эта песнь, в Индии всех веков, в Древней Греции, в Риме, во времена первых христианских святых, у английских квакеров, в католических монастырях, в магометанских мечетях, у китайских философов, в легендах героических пророков американских индейцев, — повсюду слышится одна и та же мелодия, и она звучит все сильнее и сильнее пор мере того, как к огромному хору присоединяются все новые голоса и звуки новых инструментов.

До сих пор плохо понятый американский поэт Уолт Уитмен знал, что он хотел сказать (так же, как мы знаем это), когда в своих причудливых стихах передавал свои странные переживания:

Как в обмороке, на одно мгновенье Другое солнце, невыразимое, совершенно ослепило меня.

И я увидел все небесные тела, какие я знал, И другие светила еще более блестящие, неизвестные, Светила будущего, небесной земли.

 И когда он приходит в себя после экстаза, он восклицает:

Не может быть, чтобы я пробудился,

потому что ничто не кажется мне таким,

как было раньше.

Или это значит,

что я пробудился первый раз,

и все раньше было сном.

И, наконец, в другом месте он говорит:

И когда я рассказать пытаюсь лучшее, что я нахожу,

Я не могу.

Я чувствую, что мой язык недостаточно силен. Мое дыхание не слушается меня. Я становлюсь немым.

Пускай невинная радость просветления станет вашей. И она будет вашей, когда придет ее время. И когда она придет, не пугайтесь, и когда она покинет вас, не оплакивайте ее потерю, потому что она вернется. Живите, стремясь все выше и выше к достижению вашего истинного «Я» и открывая свою душу доступу его влияния. Будьте всегда готовы слушать Голос Безмолвия и отвечать на прикосновения Незримой Руки. В небольшом руководстве «Свет на Пути» вы найдете много нового, что теперь вам станет более ясным.

Не бойтесь, потому что с Вами всегда ваше Истинное «Я», которое есть искра Божественного Пламени. И оно будет светить вам и указывать путь.

Мантрам к чтению третьему

Мантрам к этому чтению состоит из первого стиха гимна кардинала Ньюмена «Веди, кроткий свет», заключающего глубочайшую духовную истину, очень несовершенно понимаемую большинством тех тысяч людей, которые поют этот гимн. Мы надеемся, что наши слова о Духе помогут читателям лучше понять сокровенные красоты великого старого гимна:

ВЕДИ, КРОТКИЙ СВЕТ, ЧЕРЕЗ ОХВАТЫВАЮЩУЮ НАС КОЛЬЦОМ ТЬМУ,

ВЕДИ НАС ВПЕРЕД.

НОЧЬ ТЕМНА, И ДАЛЕКО ОТ ДОМА,

ВЕДИ МЕНЯ ВПЕРЕД.

УДЕРЖИ МОИ ШАГИ, Я НЕ ХОЧУ ВИДЕТЬ ДАЛЕКО ВПЕРЕД,

ДЛЯ. МЕНЯ ДОВОЛЬНО И ОДНОГО ШАГА.

ВЕДИ МЕНЯ ВПЕРЕД.

 

<<< Содержание номера             Следующая статья >>>