Вся библиотека >>>

Оглавление книги >>>

 


Журнал «Твоё здоровье»


Издательство Знание 3/1994

 

Современный спиритуализм

 

 

Леон Дени

 

«Нельзя современный спиритуализм — и в этом отличие его от всех прежних спиритуалистических учений — представить себе как некую чисто метафизическую концепцию. Он демонстрирует нам, что наделен совершенно иным характером и отвечает требованиям поколения, воспитанного в школе критицизма и рационализма, того поколения, которое сделали весьма недоверчивым и осмотрительным преувеличения болезненного и агонизирующего мистицизма.

Просто верить — этого сегодня уже недостаточно: сегодня желают еще и знать. И никакая философская и нравственная концепция не имеет шансов на успех, если она не опирается на доказательство, одновременно логическое, математическое и позитивное, и если, помимо того, она не отмечена той особой печатью достоверности, какая удовлетворяет сокровенно присутствующему в нас чувству справедливости.

Нетрудно заметить, что все эти условия в совершенстве соблюдены Алланом Кардеком в его «Книге Духов», каковая является превосходным изложением учения современного спиритуализма.

Книга эта есть плод огромной работы классификации, согласования и изъятия, проделанной над бесчисленным множеством посланий и сообщений, поступивших из различных источников, ничего не ведающих друг о друге, сообщений, полученных во всех частях света и объединенных этим несравненным собирателем в целое после удостоверения в их подлинности. Он позаботился о том, чтобы удалить единичные и разобщенные мнения, все сомнительные свидетельства, с тем чтобы оставить лишь те положения, в отношении которых все утверждения были согласны между собой.

Работа эта далека от завершения. Она продолжается всякий день и после кончины великого посветителя. В целом у нас уже составилось могучее учение, основные направления коего были определены тогда Кардеком и теперь по мере сил развиваются его духовными наследниками при содействии мира незримого. Каждый из них привносит свою песчинку в строительство того огромного общего здания, фундамент которого что ни день укрепляется стараниями экспериментальной науки, а стены возносятся все выше и выше.

Также и меня, я могу сказать это, духовные направники удостоивали своими наставлениями. На протяжении последних сорока лет они ни разу не отказали мне в своем содействии и дружеских советах.

В произведении Аллана Кардека наставление духов по каждому вопросу сопровождается комментариями и разъяснениями, подчеркивающими красоту принципов и гармонию целого. В этом-то и проявляются качества автора. Он, прежде всего, стремился дать ясный и точный смысл выражениям, постоянно присутствующим в его философическом рассуждении; далее — четко определить термины, которые могли быть истолкованы по-разному. Ему было известно, что путаница, царящая в большинстве философских систем, происходит от недостатка ясности в выражениях, ис-. пользуемых их создателями.

Другое правило, не менее существенное во всяком методичном изложении и которому Аллан Кардек скрупулезно следовал, это необходимость ясно излагать . мысли и подавать их в условиях, облегчающих читателю их уразумение. И наконец, развив идеи в определенном порядке и должных взаимосвязях, он умел извлечь из них такие выводы, которые по всем законам логики и нормам человеческого мышления представляли собой уже некую реальность, некую уверенность и определенность.

Вот почему мы намерены применить здесь термины, взгляды и методы, использовавшиеся Алланом Кардеком, как являющиеся наиболее надежными. При этом к нашей работе мы присовокупим результаты исследований и опытов, проделанных за пятьдесят лет, прошедших после появления его работ.

Стало быть, учение духов, вдумчивым толкователем и организатором которого был Кардек, в той же мере, что и наиболее ценимые философские системы, отмечено такими важнейшими качествами, как ясность, логика и точность.

Но есть в нем, помимо этого, нечто такое, чего не могла предложить никакая иная система. И это — впечатляющая бесконечность проявлений, с помощью каковых данное учение сначала утвердилось во всем мире, а затем смогло подвергнуться повсеместному и ежедневному контролю. Учение это обращается ко всем людям вне зависимости от их социального или имущественного положения, их пола, возраста или расы, и оно обращается не только к их чувствам, к их уму, но и к тому, что есть в них лучшего: к их разуму и совести.

Сокровенные силы эти, не составляют ли оне в единстве своем мерило добра и зла, истины и лжи, которое, разумеется, проступает более ясно или расплывчато в зависимости от степени продвинутое душ, но которое все же обретается в каждой из них как отражение того вечного разума, который породил их все?

 

Профессор Ньюболд из Пенсильванского Университета приводит в «Протоколах О.П.И.» (т.ХП, стр.11) несколько примеров сновидений, указывающих на чрезвычайную активность души во время сна, каковая увенчивается получением сведений из мира незримого.

Среди прочих мы отметим случай д-ра Гильпрехта, преподавателя ассирийского языка из того же университета, узнавшего во сне значение одной древней надписи, над смыслом которой он доселе безуспешно бился. В довольно сложном сновидении, в котором появляется некий жрец древних храмов Ниппура, он получает от этого последнего объяснение той загадочной надписи. Все подробности этого сна были признаны точными. Указания жреца касались определенных археологических вопросов, не известных сегодня ни одному человеку на земле.

Отметим при этом, что во всех этих случаях тело перципиента находится в состоянии покоя, его физические органы восприятия усыплены, но психическое существо в нем продолжает бодрствовать и действовать; оно видит, слышит и общается без посредства слов с другими подобными ему существами, т.е. с другими душами.

Явление это имеет общий характер и происходит с каждым из нас. В переходе от бдения ко сну, в тот миг, когда наши обычные средства общения с внешним миром отключаются, в нас открываются новые каналы связи с природой и в их числе и способность более интенсивного зрения. Во всем этом нам раскрывается иная форма жизни, жизни психической, каковая проявится также и в иных феноменах, о которых у нас будет идти речь, и все это докажет нам, что человек обладает еще и иными способами восприятия и проявления, весьма отличными от того, что предлагают нам материальные органы ощущения.

 

* * *

Передача мыслей и образов на расстояние осуществляется равным образом как во сне, так и наяву. Множество примеров такого рода можно найти в специальной литературе, в частности в «Призраках живых» Майерса.

Все эти явления могут быть объяснены проекцией воли проявляющегося, которая вызывает у перципиента образ самой действующей особы. В последующих примерах мы увидим, как психическая личность, душа, целиком высвобождается из своей физической оболочки, с тем чтобы проявиться в форме фантомальной. По этому поводу также не имеется недостатка в свидетельствах.

Мы уже не раз говорили о результатах расследований, предпринятых Лондонским обществом психических исследований. Они позволили собрать порядка тысячи случаев появления на расстоянии призраков живых особ, подтвержденных достоверными свидетельствами. Эти материалы помещены в несколько томов в форме протоколов, подписанных учеными, являющимися членами академий и различных научных обществ. Среди этих имен фигурируют господа Гладстон, Бэл-фор и другие.

Этим явлениям обыкновенно приписывают субъективный характер. Но такое мнение не выдерживает серьезного рассмотрения. Некоторые появления наблюдались последовательно несколькими лицами на различных этажах одного и того же дома; другие оказывали влияние и на животных: собак, лошадей и т.д. В некоторых случаях призраки воздействуют на материю, открывают двери, передвигают предметы, оставляют следы на пыли, покрывающей мебель. Слышны голоса, рассказывающие неведомые факты, точность которых подтверждается впоследствии. Напомним в их числе случай г-жи Хокинс, призрак которой наблюдался четырьмя лицами сразу.

Во Франции великое множество фактов этого рода было собрано и издано «Анналами психических наук» д-ра Дарье и профессора Ш.Рише, а также К.Фламмарионом в его трехтомной работе «Смерть и ее Тайна» (1921 г.)

Приведем случай, сообщенный крупнейшими лондонскими газетами: «Дейли экспресс», «Ивнинг пост», «Дейли ньюс» от 17 мая 1905 г., «Эмпайр» от 14 мая 1905 г. и другими. Эти газеты сообщили о появлении на заседании парламента, в палате общин, призрака одного из депутатов, майора сэра Карна Рэскса, который в это время находился дома из-за болезни. Три других депутата подтвердили реальность этого появления.

Вот как выразился сэр Джильберт Паркер: «Я хотел принять участие в дебатах, но меня забыли вызвать. Когда я возвращался на место, то заметил сэра Карна Рэскса, сидящего на своем обычном месте. Поскольку мне было известно о его болезни, я поприветствовал его и сказал: «Надеюсь, Вы поправились» Он мне ничего не ответил, что меня весьма удивило. Друг мой был очень бледен. Он сидел совершенно спокойно, опершись на руку; выражение его лица было бесстрастное и суровое. На мгновение я задумался, как мне следует поступить, но когда я снова взглянул в сторону сэра Карна, то он уже исчез. Я тут же принялся за розыски, надеясь найти его в вестибюле. Но Рэскса там не оказалось и никто его там не видал...

Сам сэр Карн не сомневается в том, что он действительно появился в палате в форме своего эфирного двойника, поскольку он весьма стремился попасть на заседание, чтобы на голосовании поддержать правительство» («Annales des Sciences psychiques» июнь, 1905 г.)

В «Дейли нькх» от 17 мая 1905 года сэр Артур Гейгер добавляет свое свидетельство к сказанному сэром Дж.Парке-ром. Он говорит, что не только сам видел сэра Карна Рэскса, но и обратил внимание на его присутствие в палате другого депутата, сэра Генри К.Бэннермена.

 

Экстериоризация, или «раздвоение человеческого существа», может быть вызвана , «магнетическим» действием. Были проделаны соответствующие опыты, и перед ними никакие сомнения невозможны. Субъект после усыпления раздвояется и производит материальные действия на расстоянии.

Мы уже говорили раньше о случае гипнотизера Льюиса. В иных подобных обстоятельствах появившаяся фигура была сфотографирована. Аксаков приводит три таких случая в своем «Анимизме и Спиритизме». Другие аналогичные факты были отмечены У.Стедом в бытность его директором «Бодерлэнда».

Так объективность души в флюидической ее форме, проявляющейся в местах отдаленных от места нахождения тела, оказывается положительным образом доказанной и не может быть подвергнута серьезному сомнению.

Впрочем, достаточно обратиться к истории, чтобы узнать, что прошлое изобилует фактами этого рода. Феномены «биолокации живых» часто фигурируют в религиозных анналах. Прошлое также не менее богато рассказами и свидетельствами, касающимися духов умерших, и это обилие утверждений, вся эта настойчивость, прослеживающаяся через века, без сомнения указывают, что среди предрассудков и заблуждений должна быть также и доля реальности.

В самом деле, проявление и сообщение на расстоянии между духами, воплощенными в физическое тело, необходимым и логичным образом приводит к признанию возможности сообщения между духами воплощенными и развошющенными.

Обитатели космического пространства уже доставили многочисленные экспериментальные доказательства этого закона вселенской общности в той мере, в какой вообще только возможно твердо удостоверить его в нашем материальном мире.

Среди прочих фактов отметим опыт, проделанный Лондонским обществом психических исследований, которому ученый мир обязан столькими открытиями в психической области. В этом опыте была установлена система обмена мыслями между Соединенными Штатами и Англией через посредство двух медиумов, погруженных в транс. С помощью этих посредников послание было передано напрямую от одного духа другому. Это послание состояло из четырех латинских слов — языка, не известного ни тому, ни другому медиуму.

Этот опыт проводился под контролем профессора Хислопа из Колумбийского университета в Нью-Йорке. Были приняты все необходимые меры предосторожности для избежания подлога.

Опыты того же рода проводились в течение 1913 г. госпожой де Уоттвилль при посредстве двух медиумов. Одна из них — г-жа Т. в Париже, другая — мадемуазель Р. в Па-де-Кале, соответственно их разделяли 260 км расстояния. Духи «Рудольф», «Шарль» и «Эмили» одновременно продиктовали этим медиумам несколько совершенно идентичных сообщений.

«Такого рода перекрестная переписка, — говорит д-р Жэле, — отличается характером непредвиденности, большим разнообразием и стихийностью проявлений, что исключает возможность предварительной подготовки, а стало быть, и подлога. Ни сама г-жа Уоттвилль, ни ее медиумы не помышляли о получении такого рода явления на своем первом сеансе».

Если феномен телепатии изучать в различных аспектах, то общая перспектива этой проблемы все расширяется и расширяется, и в конце концов в ней приходится признать способ сообщения неоценимой важности в плане признания посмертного существования.

Поначалу мы усматривали в ней простую, почти механическую передачу мыслей и образов от одного мозга другому. Но вот феномен приобретает все более разнообразные и впечатляющие формы. После мыслей на расстояние передаются уже проекции призраков живых, умирающих и наконец, без всякого нарушения в цепи фактов, появления умерших, при этом наблюдатель в большинстве случаев ничего еще не знает о кончине появившихся особ. Во всей этой непрерывной цепи проявлений, все более усложняющихся в своих последствиях, усматривается неоспоримое доказательство неразрушимости души.

 

* * *

Телепатия, или проекция на расстояние мысли и даже образа проявляющегося, ставит нас в присутствие могучего акта воли. Душа сообщается посредством передачи присущей ей вибрации: это несомненное доказательство факта, что душа не есть некое составное целое, некое следствие или взаимодействие сил, но, напротив того, самый центр жизни и воли в нас самих, центр динамический, отдающий команды организму и управляющий его функциями.

Телепатические проявления не знают пределов. Сила и независимость души открываются в них в высшей мере, ибо здесь тело не принимает в совершаемом явлении никакого участия. Оно скорее препятствие, чем помощник. Поэтому-то, как мы увидим в дальнейшем, телепатические проявления производятся с гораздо большей силой именно после смерти человека.

 

«Самопроекция, — говорит Майерс, — это единственный акт, который человек определенно представляется способным совершить с равным успехом как до, так и после смерти тела».

После феномена видения во время естественного сна вот случай ясновидения при сне спровоцированном. Д-р Ж.Макс-велл погрузил г-жу Агульяна, очень чувствительного субъекта, в гипнотический сон. Она высвободилась из тела, экстери-оризйровалась и улетела в духовном теле от своей физической оболочки. Д-р Максвелл отправил ее на некоторое расстояние навестить М.Б., одного из своих друзей и посмотреть, что тот делает. Было 10 ч 20 мин вечера.

«Медиум, к немалому удивлению нашему, говорит нам, будто она видит М.Б., который, полуодетый, ступает босыми ногами по камням. Это показалось мне полнейшей бессмыслицей. Но когда на следующий день я рассказал об этом своему другу, то он очень удивился моему рассказу и сказал мне буквально следующее: «Вчера вечером мне стало нехорошо, и один из моих друзей, М.С., живущий со мною, посоветовал мне опробовать методу Кнайпа, и так настаивал, что я, чтобы ублажить его, в первый раз попытался вчера походить босыми ногами по холодному камню; я был действительно полуодет во время этого занятия. Когда я прогуливался по каменным ступенькам лестницы, часы показывали 10.20 вечера». (J.Maxwell, «Les Phenomenes psychiques».)

Существует множество случаев ясновидения в сомнамбулическом состоянии. Сообщения такого рода можно найти во всех работах и журналах, особо занимающихся этими вопросами. Приведем только такой пример:

«Г-н Луи Кадью, директор завода «Гран-Палю» под Ландерно, департамент Финистер, бесследно исчез в конце декабря 1913 г. Предпринятые розыски (было обследовано и русло реки Элорн) не дали никаких результатов. Г-жа Камилла Гофман, проживающая в Нанси, при консультации в состоянии гипнотического сна заявила, что тело может быть найдено на опушке леса по соседству с заводом, присыпанное тонким слоем земли. По этим указаниям брат жертвы смог найти труп, в точном соответствии с описанием, данным ясновидящей».

 

* * *

Ученые, изучающие спиритические явления — сэр В.Крукс, А.Р.Уоллес, Р.Дейл-Оуэн, Аксаков, ОЛодж, Поль Жибье, Майерс и другие — установили многочисленные случаи появления умерших. Дух Кэти Кинг, материализовавшейся у сэра В.Крукса, члена Лондонской королевской академии в течение трех лет, был 26 марта 1874 года сфотографирован в присутствии группы экспериментаторов.

То же было и с духами Абдуллы и Джона Кинга, сфотографированных Аксаковым. Академик А.А.Уоллес и д-р Томсон получили" спиритические фотографии своих матерей, скончавшихся много лет назад.

Майерс говорит о 231 случае появления покойников. Среди них приведем один, сообщающий о скорой смерти перципиента (наблюдателя).

Один коммивояжер, человек вполне положительный, увидел однажды утром свою сестру, умершую 9 лет назад. Когда он рассказал об этом домашним, то ему никто не поверил. Но, описывая видение, он упомянул о наличии на лице призрака царапины. И эта подробность вдруг произвела на мать настолько сильное впечатление, что она лишилась чувств.

Прийдя в себя, она рассказала, что эта царапина на лице дочери появилась из-за ее неловкости, когда она укладывала тело в гроб, и что она замаскировала царапину, обильно присыпав ее пудрой, и, таким образом, никто на свете не мог быть в курсе этой подробности. И тот факт, что царапина эта была увидена ее сыном, стал для нее доказательством подлинности видения, в котором она увидела предупреждение о скорой его смерти, каковая и действительно произошла несколькими неделями позже.

Приведем также следующие случаи. Один молодой человек пообещал, что если он умрет первым, то явится своей девушке, не пугая ее. И он действительно явился год спустя, но только сестре этой особы в ту минуту, когда она садилась в экипаж. («Протоколы О.П.И., X, стр.284.) Или вот случай с мадам де Фревилль. При жизни она любила гулять по кладбищу возле могилы мужа. Через семь или восемь часов после ее кончины ее заметил там садовник, проходивший случайно мимо.

Далее это и случай отца одного семейства, умершего во время поездки. Он явился своей дочери в неизвестной одежде, в которую после смерти его нарядили посторонние люди. Он сообщил ей о некоторой денежной сумме, во владение которой она вступала и о существовании каковой ей ничего не было известно. Оба эти факта были впоследствии признаны точными.    («Протоколы О.П.И.,  X, стр.283.).

Наконец случай Роберта Маккензи. Он явился перед своим хозяином, когда тот еще ничего не знал о его смерти, чтобы снять с себя возведенное на него обвинение в самоубийстве. Это обвинение затем было признано не соответствующим действительности, так как смерть его была вызвана несчастным случаем. («Протоколы О.П.И., Т.П., стр.95.)

 

На парижском Спиритуалистическом конгрессе 1900 года, на заседании от 23 сентября, д-р Бэйоль, сенатор департамента Буш-дю-Рон, бывший губернатор Дагомеи, словесно изложил феномены появлений, свидетелем коих ему довелось быть в Арле и Эгьере.

Призрак Ацеллы,  молодой  римской девушки,  могила которой находится в Арле, на античном кладбище Алискамп, материализовался до такой степени, что оставил отпечаток своего лица в горячем парафине. Существенно при этом, что отпечаток этот был не впалый, как то обычно бывает со слепками и муляжами, но рельефный, выпуклый, что сделать невозможно ни одному живому существу. Эти опыты, проделанные с принятием всевозможных предосторожностей, проводились в присутствии таких лиц, как префект департамента Буш-дю-Рон, поэт Мистраль,  один  дивизионный  генерал, медики, адвокаты и другие. (См. «Compte rendu du Congres spiritualiste international» de 1900, pp.241 и далее.)

 

В протоколе от 11 февраля 1904 г., опубликованном в январском номере парижского «Revue des Etudes psychiques», профессор Милези из Римского университета, «один из самых уважаемых корифеев молодой итальянской психологической школы», известный по Франции своими конференциями в Сорбонне о творчестве Опоста Конта, публично выразил свое свидетельство об имевших место в его присутствии материализациях духов, среди каковых была и его собственная сестра, скончавшаяся 3 года до этого в Кремоне.

Вот отрывок из этого протокола: «Более всего чудесными были на этом сеансе явления по природе своей светящиеся, хотя и производились они в полумраке. Всего их было девять, и все присутствующие могли их видеть... Три первых воспроизводили черты сестры профессора Милези, умершей три года назад в женском монастыре, в возрасте 32 лет. Она появилась, улыбаясь восхитительной улыбкой, которая была ей свойственна».

В своей книге «Смерть и ее тайна» (т.П, стр. 412) К.Фламмарион рассказывает об одновременном явлении в Тулоне адмирала Пейрона двум морским офицерам, прежде с ним знакомым и еще не знавшим о его смерти. Один из них — капитан фрегата, другой — старший морской механик; оба состояли членами штаба адмирала, когда он командовал эскадрой французского средиземноморского флота. Находясь в совершенно разных местах, оба были разбужены появившимся призраком, причем подробности и детали представившегося им видения совершенно совпадали.

В исследовательской группе в Туре, работой которой я руковожу довольно давно, медиумы описывали являвшихся покойников, видимых, правда, только им. Но следует учесть, что они не знали их прежде, не видели их фотографий, а при этом так описывали их, что присутствовавшие тут же узнавали их со слов ясновидящих.

Порой духи материализуются до такой степени, что могут писать на глазах людей многочисленные послания, каковые и остаются как свидетельства их появления. Так случилось с женой банкира Ливермура, почерк духа которой был признан экспертизой в точности соответствующим тому почерку, каким она обладала при жизни. (Аксаков, «Анимизм и Спиритизм»).

Еще чаще духи воплощаются в тело усыпленных медиумов и говорят, пишут, жестикулируют, беседуют с присутствующими, удостоверяя им тождество своей личности.

В явлениях этого рода медиум временно оставляет свое тело, и подмена личности оказывается полной. Язык, осанка, почерк, мимика принадлежат уже духу, постороннему для данного физического организма, каковым он пользуется лишь несколько мгновений.

 

Факты инкорпорации, совершавшиеся при посредничестве медиумизма г-жи Пайпер, тщательнейшим образом наблюдались и контролировались д-ром Ходсо-ном, профессорами Гислопом, В.Джемсом, Ньюболдом, О.Лоджем и Ф.Майер-сом, которые пришли к выводу, что факты эти представляют собой обойму самых мощных доказательств в пользу выживания души после смерти тела. («Протоколы О.П.И., т. ХШ, стр.284—582.) Личность Ж.Пельгама открылась «post mortem» его отцу, матери, другим родственникам, а также друзьям детства в такой мере, что у тридцати человек не осталось в мыслях ни малейшего сомнения по поводу причины этих проявлений.

То же произошло и с профессором Гислопом, который, задав духу своего отца 205 вопросов по предметам ему самому неизвестным, получил на них 152 ответа совершенно точных, 16 неточных, 37 сомнительных. Сомнительность последних заключалась только в том, что у экспериментатора не было никакой возможности ответы эти проконтролировать, а это еще не исключает их правильности.

Ради этого контроля профессору пришлось объездить значительную часть территории Соединенных Штатов, потому что только так он и мог в малейших подробностях узнать историю своей семьи, предшествующую моменту его рождения и с которою и были связаны эти вопросы.

 

* * *

Парижские «Анналы психических наук» за июнь 1907 г. приводят следующий факт, имевший место в Америке около 1860 года.

У генерального судьи Эдмондса, председателя Верховного Суда штата Нью-Йорк, вице-председателя Сената Соединенных Штатов, была дочь, у которой начала проявляться медиумическая способность. Это выразилось в том, что вокруг нее начали самопроизвольно происходить спиритические явления. Данное обстоятельство не замедлило пробудить ее интерес к этой области, и в конце концов она начала посещать спиритические сеансы. Тогда-то она и стала «говорящим медиумом». Когда в ней проявлялась другая личность, Лора иногда начинала говорить на языках, которых совершенно не знала.

Однажды вечером у г-на Эдмондса, в Нью-Йорке, собралось на дому порядка десяти человек. Туда пришел и г-н Грин, нью-йоркский артист, приведший с собой некоего господина, которого он представил как мистера Евангелидеса, из Греции.

Вскоре в мисс Лоре проявилась личность, обратившаяся к греческому гостю по-английски и сообщившая ему большое количество фактов, должных убедить его в том, что с ним говорит его друг, умерший несколько лет назад в его доме, о чем никто из присутствовавших не имел ни малейшего понятия. Время от времени девушка произносила слова и целые фразы по-гречески, что позволило г-ну Евангелидесу задать вопрос, не может ли и он сам говорить по-гречески. Он действительно говорил по-английски лишь с большим трудом.

Разговор, таким образом, продолжился по-гречески, со стороны Евакгелидеса, и попеременно по-гречески и по-английски, со стороны мисс Лоры. Временами Евангелидес казался очень взволнованным. На следующий день он возобновил свой разговор с мисс Лорой, после чего он разъяснил присутствующим, что незримая личность, проявлявшаяся при медиумическом посредничестве мисс Лоры, была ни кем иным, как одним из его очень близхих друзей, умершим в Греции; это был брат греческого патриота Марка Бо-цариса. Этот друг сообщил Евангелидесу о смерти одного из его сыновей, который находился в Греции и к моменту отбытия отца в Америку был совершенно здоров.

Евангелидес еще много раз заходил к Эдмондсу, и через десять дней после своего первого визита он сообщил ему, что только что получил из дома письмо, уведомляющее его о смерти сына; это письмо должно уже было быть в пути в то время, когда состоялся первый разговор Евангелидеса с мисс Лорой.

«Хотел бы я, — говорит по этому поводу судья Эдмондс, — чтобы мне разъяснили, как я должен рассматривать данный факт. Отрицать его — невозможно: уж слишком он явен. С таким же успехом я мог бы отрицать, что солнце освещает землю. Это произошло в присутствии десяти человек, людей образованных, умных, рассудительных и как никто другой способных отличить иллюзию от действительного факта».

Г-н Эдмондс сообщает нам, что до этого самого дня дочь его не слышала ни единого новогреческого слова. Он добавляет, что в других случаях она говорила на тринадцати языках, среди которых польский и хинди, тогда как в нормальном состоянии она знает лишь английский и французский, причем последний лишь в той мере, в какой его можно выучить в школе. И этот г-н Дж.У.Эдмондс не был какой-то заурядной личностью. Никто и никогда не ставил под сомнение совершенную целостность его характера, и все работы его недвусмысленно свидетельствует о ясности его ума и здравости суждения. («Annales des Sciences psychiques», juin, 1907.)

Мы приведем еще один случай передачи сообщения во время сна. Это явление получено г-ном Кедо Миятовичем, полномочным послом Сербии в Лондоне, и приводится «Анналами психических наук» за 1 и 16 января 1910 г.

По просьбе венгерских спиритов, просивших Миятовича связаться с медиумом, чтобы прояснить один исторический вопрос, касавшийся древнего сербского монарха, умершего около 1350 года, Ми-ятович отправился к г-ну Ванго, о котором в эту пору было много разговоров и коего прежде он ни разу не видел. Медиум, погрузившись в транс, сообщил о присутствии духа одного молодого человека, очень желавшего, чтобы его выслушали, но язык которого был ему совершенно непонятен. Впрочем, в конце концов ему удалось воспроизвести несколько слов.

Оказалось, что это сказано по-сербски. Вот перевод:

«Прошу тебя написать матери моей, Наталье, и скажи, что я умоляю ее простить меня». Это был дух сербского короля Александра. Г-н Кедо Миятович был еще менее склонен сомневаться в этом, когда к представленным поначалу доказательствам, удостоверявшим личность говорившего, были добавлены еще и новые: медиум описал, как выглядит покойный, и этот последний к тому же высказал сожаление, что за два года до своего убийства не последовал конфиденциальному совету, который дал ему дипломат, пришедший теперь к медиуму.

Во Франции среди значительного количества случаев мы отметим то, что произошло с аббатом Гримо, управляющим приюта для глухонемых в Воклюзе.

При посредстве усыпленной мадам Галлас он получил от духа г-на Форкера, скончавшегося восемь лет назад, послание, переданное беззвучным движением губ по особой методе, разработанной им в свое время для глухонемых. Этой методе он обучил и аббата Гримо, и среди всех присутствовавших только это уважаемое духовное лицо и было в состоянии уразуметь переданое. Протокол этого примечательного сеанса, подписанный двенадцатью свидетелями, и разъяснение, данное аббатом Гримо, недавно были опубликованы нами в другой нашей работе {Leon Denis, «Dans I'lnvisible», chap-XIX).

Г-н Максвелл, генеральный прокурор апелляционного суда города Бордо и доктор медицины, рассматривая явление инкорпорации, каковое он наблюдал на примере мадам Агульяна, жены рабочего-цементщика, говорит в своей работе «Психические явления» следующее:

«Наиболее любопытна личность одного врача, умершего более ста лет назад. Его медицинская терминология весьма архаична. Он дает растениям устаревшие медицинские названия. Диагнозы его обыкновенно верны, но даваемое им описание внутренних симптомов, наблюдаемых им, вполне способно удивить врача двадцатого века... Вот уже десять лет, как я наблюдаю моего потустороннего собрата, и он нисколько не изменился за это время, а логика его отличается завидным постоянством»

Лично я и сам часто наблюдал этот феномен. При посредстве различных медиумов я мог беседовать со многими умершими родственниками и друзьями, добиваясь от них указаний, неведомых медиумам, и это было для меня убедительным удостоверением их личностей.

Если принять при этом во внимание те трудности, какие выдвигает перед духом необходимость сообщаться с людьми через посредство организма и в особенности мозга, каковой не был обустроен им самим и не стал послушен ему в обращении благодаря длительному употреблению и практике; если учесть, что из-за различия в условиях существования на земном и посмертном плане нельзя потребовать от развошющенного духа всех тех доказательств, которых бы мы попросили от материального человека, то нужно признать: явление инкорпорации (втеления) представляет собой феномен всего более способный самим фактом своего существования утвердить духовность нашей природы и то, что жизнь наша продолжается и после смерти нашего материального тела.

В приближении последнего часа умирающие часто вступают во владение своими запредельными ощущениями и видят обитателей и вещи мира незримого. Примеров опять-таки множество. Вот некоторые, позаимствованные из исследования, опубликованного Эрнесто Боццано в мартовском номере «Анналов психических наук» за 1906 год.

В биографии преподобного Дуайта Л.Муди (страстного евангелического проповедника в Соединенных Штатах), написанной его сыном, можно найти такое описание его последних мгновений:

«И вдруг он прошептал: «Земля отдаляется, небо открывается передо мной... Я вышел за пределы... Не зовите меня назад... Все это так прекрасно... Можно подумать, что это сказочное видение... Если это и есть смерть, то как она сладка!»

Лицо его оживилось, и с выражением восторга он воскликнул: «Дуайт! Ирен! Я вижу детей!» (Он имел ввиду двух внуков, умерших ранее.) Затем, обернувшись к жене, он сказал ей: «Ты всегда была мне доброй подругой» Сказав это, он потерял сознание»

Г-н Альфред Смедли в книге «Some Reminiscences» так описывает кончину своей супруги:

«За несколько мгновений до смерти, взгляд ее сосредоточился на чем-то, что, казалось, исполнило ее живого и радостного удивления, и она сказала: «Как! Вот моя сестра Шарлотта, вот мама, отец, мой брат Джон, моя сестра Мэри! А теперь они привели сюда также и Бесси Гип! Они все здесь. О, как это прекрасно! Как прекрасно! Неужели же ты их не видишь?» — «Нет, дорогая, — ответил я, — и очень сожалею об этом». — «Ты, значит, не можешь их видеть? — удивленно спросила больная. — Они, однако, все здесь, они пришли, чтобы забрать меня с собой. Часть моей семьи уже перешла великое море, и скоро мы все соберемся в новом небесном мире».

Добавлю здесь, что Бесси Гип была нашей верной служанкой, очень привязанной к нашей семье, и что она всегда питала особенную нежность к моей жене. Это экстатичное видение словно лишило больную сил; наконец, устремив неподвижный взгляд к небу и приподняв руки, она скончалась».

 

* * *

Д-р Пол Эдварде писал в апреле 1903 года редактору лондонской «Лайт»:

«В году 1887, когда я жил в одном калифорнийском городе, меня призвали к изголовью одной дамы, к которой я был сильно привязан. Она была при смерти из-за болезни легких. Все знали, что эта чистая и благородная женщина, примерная мать была обречена на неизбежную смерть: в конце концов и она осознала это и пожелала тогда подготовиться к торжественному мигу.

Призвав детей к своему ложу, она обняла их одного за другим, после чего отослала их. Ее супруг приблизился последним, чтобы сказать и услышать слова последнего прощания. Он нашел ее в полной ясности сознания. Она сказала ему:

«Ньютон (это имя супруга), не надо плакать, мне совсем не больно, на душе у меня спокойно и я готова. Я любила тебя на земле и буду любить тебя и после моего ухода отсюда. Я намереваюсь приходить к тебе, если только это будет мне возможно; либо же я буду наблюдать за тобой и нашими детьми с неба, в ожидании вашего прихода. Сейчас же мое самое сильное желание в том, чтобы отойти... Я замечаю множество теней, волнующихся вокруг нас... все оне одеты в белое... Я слышу прекрасную музыку... О, вот моя Сэди! Она рядом со мной». (Это о дочери, умершей десять лет назад.)

«Сисси, — говорит ей супруг, — моя Сисси, неужели ты не понимаешь, что ты грезишь?» — «А, мой дорогой, — ответила умирающая, — зачем ты меня позвал? Теперь мне будет труднее уйти. Мне было так хорошо в том мире, все это так прекрасно!» Еще через три минуты умирающая добавила: «Я опять ухожу, и на этот раз я не вернусь, даже если ты меня позовешь».

Сцена эта длилась восемь минут. Было ясно видно, что умирающая обладала полным видением того, что происходит одновременно в обоих мирах, ибо она говорила о фигурах, двигавшихся вокруг нее в мире потустороннем, и в то же время обращалась со словами к смертным обитателям мира сего. Ни разу в жизни мне не довелось присутствовать при более впечатляющей и торжественной кончине».

«Анналы» сообщают еще множество случаев, в которых больной замечает появление умерших, о смерти которых ему не было известно. В «Протоколах» лондонского О.П.И. содержится пять сенсационных случаев этого рода, каковые опираются на свидетельства самые достоверные.

Г-н Э.Боццано, завершая свое изложение, задается вопросом, можно ли объяснить все эти явления работой подсознания или чтением мыслей. Он дает отрицательный ответ, который высказан так:

«Гипотезы эти напрочь лишены даже такого достоинства, как простота. Оне не обладают даром легко убедить беспристрастного исследователя. Совершенно ясно, что подобными столь запутанными теориями, скорее находчивыми чем серьезными, преступаются пределы научной индукции ради того только, чтобы на всех парусах устремиться в безграничную область фантастики»

 

* * *

Вот еще два других факта, опубликованных «Анналами психических наук» за май 1911 года. В них есть определенные аналогии с вышесказанным, но, помимо того, они обогащены подробностями, показывающими нам, как, собственно, осуществляется при кончине отделение флюидического тела от тела материального.

Миссис Флоренс Марриэт, в «Спирит уорлд» (№ 128), писала следующее:

«Среди моих самых дорогих подруг имеется одна молодая дама, принадлежащая к высшим классам аристократии, которая наделена совершенно чудесными медиумическими способностями. Несколько лет назад она имела несчастье лишиться своей старшей сестры, которой в ту пору исполнилось двадцать лет. Эдит ни на секунду не отходила от постели больной, и там, войдя в состояние ясновидения, она смогла присутствовать при процессе отделения души от тела.

Вначале она заметила своего рода легкую, похожую на дым туманность, постепенно сгущавшуюся над головой умирающей. В конце концов это облако начало принимать пропорции, формы и черты ее сестры таким образом, что сделалось похожим на нее в малейших подробностях. Форма эта парила в воздухе в нескольких футах над умирающей.

Постепенно к вечеру волнение больной улеглось — верный признак агонии. Эдит внимательно смотрела на сестру: лицо все более бледнело, взгляд потухал, но вверху флюидическая форма все более озарялась, казалось, она все более оживляется по мере того, как жизнь покидает физическое тело.

 Еще мгновение — и умирающая лежит недвижно на подушках, сознание покинуло ее, а флюидическая форма вдруг стала живым духом. Однако нити света, подобные электрическому свечению, все еще связывают его с сердцем, мозгом и другими жизненными органами. Настал верховный миг, дух несколько раз качнулся из стороны в сторону, чтобы поместиться рядом с безжизненным телом. Он был очень слаб на вид, у него едва хватало сил на то, чтобы держаться.

И вот на глазах у Эдит, наблюдающей эту сцену, появляются две светозарные формы, в которых она признала своего отца и бабушку (они умерли когда-то в этом же самом доме). Они приблизились к новорожденному духу, нежно поддержали его и обняли. Затем они перерезали световые нити, еще соединявшие дух с телом и, по-прежнему сжимая его в руках, направились с ним к окну, поднялись и исчезли»

 

* * *  

У.Стентон Мозес, профессор Оксфордского университета и пастор англиканской церкви, сделал следующую публикацию в газете «Лайт»:.

«Недавно, первый раз в жизни, мне предоставилась возможность изучить способы перехода духа из нашего мира в мир духовный. Этот опыт столькому меня научил, что я льщу себя надеждой оказаться полезным другим, рассказав о том, что я видел...

Это касалось одного моего родственника, достигшего почти восьмидесятилетнего возраста... Поняв по определенным признакам, что конец его уже близок, я примчался, чтобы исполнить свой последний и печальный долг. Благодаря своим медианимическим чувствам, я мог различить, что вокруг его тела и над ним постепенно сгущалась туманная аура, из которой дух должен был составить себе духовное тело. Я заметил, что объем и плотность ее постепенно увеличиваются.

Процесс этот замедлялся или ускорялся в зависимости от колебаний, происходящих в жизненности умирающего. Так я мог заметить, что легкий прием пищи или магнетическое влияние, обусловленное приближением к больному другого человека, иногда имели результатом кратковременное оживление тела. Эта аура, таким образом, представлялась находящейся в состоянии постоянного прилива и отлива.

Я был свидетелем этому событию в течение двенадцати дней и двенадцати ночей, и хотя уже на седьмой день тело давало признаки неизбежного прекращения жизнедеятельности, колебание духовной жизненности путем экстериоризации сохранялось. При этом существенно изменилась окраска ауры. Эта последняя принимала формы все более определенные, по мере того как для духа приближался час освобождения.

Лишь за двадцать четыре часа до смерти, когда тело лежало совершенно бездвижно, процесс высвобождения ускорился. В самый кульминационный миг я увидел появление форм «духов-хранителей», которые приблизились к умирающему и без всякого усилия отделили дух от изнуренного тела.

Когда наконец порвались магнетические нити, череп покойного, на которых до этого лежала печать перенесенных страданий, совершенно прояснились и на них легло выражение неизбывного мира и покоя».

 

* * *

Наконец приведем два французских свидетельства. Д-р Гаас, председатель Общества психических исследований города Нанси в «Бюллетене» этого общества за 1906 год писал на стр.56: «Следует отметить тот факт, коему я был свидетелем, что зачастую, за несколько мгновений перед смертью, душевнобольные обретали полную ясность сознания».

Д-р Тест в «Практическом учебнике животного магнетизма» также заявляет, что встречался со случаями, когда сумасшедшие переставали быть таковыми в агонии, т.е. когда сознание переходит в флюидическое тело.

(Перевод с французского Павла ГЕЛЕВЫ)

 

<<< Содержание номера             Следующая статья >>>