Вся библиотека >>>

Оглавление книги >>>

 


Журнал «Твоё здоровье»


Издательство Знание 1-2/1994

 

Спиритизм

 

 

Алан Кардек

СПИРИТИЗМ В ЭЛЕМЕНТАРНОМ ВЫРАЖЕНИИ

 

Около 1850 года в Соединенных Штатах Америки внимание многих было обращено на различные странные явления, состоящие в шуме, стуке и движении разных предметов без известной причины.

Эти явления повторялись часто, самопроизвольно с необыкновенной силой и постоянством; но заметили также, что они производились в особенности под влиянием особенных личностей, которых назвали медиумами и которые могли некоторым образом вызвать эти явления по своему желанию, что дало повод повторять опыты.

Особенно употребляли для этого столы, не потому что эта вещь способствовала более другой таковым опытам, но единственно по той причине, что она подвижна, более удобна и что легче и натуральнее сесть кругом стола, нежели кругом какой-нибудь другой мебели.

Таким образом достигли кругообращения стола, потом движения его во все стороны, боковых скачков, опрокидывания, поднимания, сильных ударов и т.д. Вначале это явление было названо «кружащимися» или «пляшущими столами».

До того времени это явление могло объясниться действием электрического или магнетического, особенного, неизвестного тока; таково и было первое мнение. Но вскоре заметили в этом явлении действие разумной силы. Движения повиновались воле человека, стол направлялся направо или налево к указываемому месту или лицу, поднимался на одной или на двух ножках, ударял определенное число ударов, бил такт и т.д.

С тех пор стало очевидно, что причина не была чисто физическая, и, ссылаясь на аксиому, что «если всякое действие имеет причину, то всякое разумное действие должно иметь разумную же причину», заключили, что причина этого явления должна быть разумная.

 

ИСТОРИЯ СПИРИТИЗМА

Какого рода эта разумная причина? Вот в чем состоял вопрос. Первая мысль была та, что это могло быть отражение разумной силы медиума или присутствующих, но опыт вскоре доказал невозможность такого предположения, потому что получили результаты, совершенно чуждые мыслям и сведениям присутствующих лиц и даже противоречащие их понятиям, их воле и желаниям; следовательно, они могли принадлежать только незримому существу.

Средство удостовериться в этом было очень просто: надлежало вступить в разговор с этим существом, что и сделали посредством некоторого числа условных ударов, значущих «да» и «нет» или обозначающих буквы азбуки, и таким образом получили ответы на различные заданные вопросы.

Эти явления были названы «говорящими столами». Все существа, сообщавшиеся таким образом и опрошенные об их естестве, объявили, что они духи и принадлежат к незримому миру. Так как подробные действия совершались во многих местностях через посредство различных лиц и обратили на себя внимание людей весьма серьезных и просвещенных, то и невозможно допустить, чтобы это было всего лишь игрой воображения.

Из Америки это явление перешло во Францию и в другие страны Европы, где в продолжение нескольких лет кружащиеся и говорящие столы были в моде и сделались забавой гостиных; затем они надоели, и их оставили, чтобы заняться другими развлечениями.

В непродолжительном времени явление представилось в другом виде, что и вывело его из области простого любопытства. Пределы этого краткого описания не дозволяют нам следить за ним во всех его фазах; мы прямо переходим к тому, что оно представляет более отличительного и что в особенности обратило внимание серьезных людей.

Предварительно скажем мимоходом, что действительность явления встретила многих противников; одни, не обращая внимания1 на бескорыстие и достоинство испытателей, видели в нем только фиглярство.

Люди, не признающие ничего вне материи, верующие только в видимый мир, думающие, что все умирает вместе с телом, одним словом, материалисты, выдающие себя за вольнодумцев, поставили существование невидимых духов в ряд нелепых басней; они назвали сумасшедшими принимающих это дело серьезно и осыпали их язвительными насмешками. Другие, не будучи в состоянии опровергнуть факты и находясь под влиянием особенного рода понятий, приписывали эти явления исключительному влиянию дьявола, чем и старались испугать боязливых.

Но в настоящее время дьявола никто не боится; о нем говорят так много и в таких различных видах его представляли, что освоились с этой мыслью, и многие захотели воспользоваться случаем видеть, каков он есть на самом деле. Следствием было, что, исключая немногих боязливых женщин, объявление о появлении настоящего дьявола имело что-то увлекательное для всех тех, которые его видели прежде только на картинках или на театральной сцене; для многих оно было сильным возбуждением: так что желающие этим средством заградить путь новым идеям поступили против своей цели и сделались помимо своей воли пропагандистами тем действительнейшими, чем сильнее против них восставали.

Другие критики не более имели успеха, потому что против доказанных фактов и точных рассуждений они не могли противопоставить ничего более, как только одно отрицание. Читайте их издания об этом предмете, везде вы найдете доказательство их незнания и несерьезного исследования дела и нигде не встретите решительного доказательства его невозможности; вот их доводы: «Я не верю, и, следовательно, это не существует; все верующие сумасшедшие; мы одни имеем привилегию разума и здравого смысла».

Невозможно исчислить адептов, приобретенных серьезной или шутовской критикой, потому что везде находят одно только личное мнение, без доказательств противного. Будем продолжать наше изложение.

Сообщения посредством ударений были медленные и неполные; узнали, что подвижные вещи, как, например, корзинка, дощечка, к которым приделывали карандаш и на которые клали пальцы, двигались и чертили буквы.

Впоследствии увидели, что это были такие принадлежности, без которых можно было обойтись; опыт доказал, что дух, действуя на бездушный предмет и управляя им по своей воле, мог равно действовать и на руку, водить карандаш. Оказалось, что есть пишущие медиумы, то есть лица, которые писали невольно, под влиянием духов и делались таким образом их орудиями и переводчиками. С тех пор сообщениям не было более пределов, и обмен мыслей мог совершаться с такой же быстротой и развитием, как между живыми людьми.

Явилось обширное поле для исследования, произошло открытие нового мира: мира невидимых, незримых существ, подобно тому как посредством микроскопа открыли мир существ бесконечно малых.

Что такое эти духи? Какую роль играют они во Вселенной? С какой целью сообщаются смертным? Таковы были первые вопросы, которые надлежало разрешить. Вскоре узнали от этих же духов, что они не отдельные существа творения, но собственные души живых на Земле или в других мирах, что эти души, оставив свою телесную оболочку, витают в пространстве.

Невозможно было более сомневаться, когда между ними узнали своих родственников и друзей, с которыми могли разговаривать; когда они сами привели доказательства своего существования, указали, что умерло в них только тело, что жива их душа или дух, что они здесь, возле нас, видят нас и наблюдают за нами, как во время своей жизни, окружая попечениями тех, которых любили и воспоминание которых доставляет им сладчайшее утешение.

Вообще имеется совершенно ложное понятие о духах; они существа не отвлеченные, не неопределенные, как многие себе воображают, представляя их чем-то вроде слабого света или искры; напротив, они действительные существа, имеющие свою личность и определенный образ. Об этом можно сделать себе приблизительное понятие через следующее изъяснение.

Есть в человеке три существенные вещи: во-первых, душа, или дух, т.е. разумное начало, в котором находится мысль, воля и нравственное чувство; во-вторых, тело или вещественная оболочка, тяжелая и грубая, посредством которой дух входит в соотношение с внешним миром; в-третьих, перисприт — флюидическая, эфирная, легчайшая оболочка, служащая связующим звеном и посредником между духом и телом.

Когда внешняя оболочка ветшает и не может более действовать, она распадается,' и дух сбрасывает ее, как плод сбрасывает шелуху, дерево свою кору, одним словом, как оставляют старое платье, негодное для употребления; это называют смертью.

Итак, смерть есть уничтожение грубой оболочки духа: одно тело умирает, дух же никогда. Во время земной жизни дух, так сказать, сжат узами соединенного с ним вещества, делающего часто недействительными его способности; смерть тела избавляет его от этих уз; он освобождается и приобретает свою свободу, как бабочка, выходя из своей куколки, но он оставляет только вещественное тело и сохраняет перисприт, составляющий для него род эфирного тела, воздушного, невесомого для нас, имеющего форму человеческого и, как кажется, первообразного тела.

В нормальном состоянии перисприт невидим, но дух может подчинить его некоторого рода изменениям, делающим его временно доступным зрению и даже осязанию, как это бывает со сгущенным паром; таким образом духи могут иногда нам показаться в своих появлениях. Посредством перисприта дух действует на бездушное вещество и производит различные явления, как-то шум, движение, письмо и т.д.

Стучание и движение служат для духов средствами к засвидетельствованию их присутствия и к обращению на них внимания точно так же, как стучатся в дверь, чтобы уведомить, что к вам идут. Некоторые духи не довольствуются умеренным стуком, а поднимают шум вроде того, как будто бы разбивается посуда, отпираются и запираются двери или опрокидывается мебель.

Посредством условных ударов и движений они могут выражать свои мысли, но письмо представляется им к тому самым лучшим, самым скорым и самым удобным средством, потому что они его предпочитают. По той же самой причине, по которой они могут заставить писать слова, они могут также править рукой, чтобы рисовать, писать музыкальные ноты, играть на инструменте; короче говоря, за неимением собственного тела они употребляют тело медиума, чтобы явиться людям чувственным образом.

Духи могут являться еще многими другими способами. Некоторые личности, названные слышащими медиумами, имеют способность их слышать и таким образом могут разговаривать с ними; другие их видят; это видящие медиумы. Духи, являющиеся зрению, представляются вообще в образе, подобном тому, который они имели во время своей жизни, но туманном; иногда этот образ имеет наружный вид живого существа, так что нередко их принимали за живых и могли с ними говорить и жать им руки, не подозревая, что видели перед собой духов и узнавали их только по их внезапному исчезновению.

 Способность видеть духов вообще и постоянно есть способность очень редкая, но отдельные явления случаются довольно часто, особенно во время смерти; освобожденный дух, кажется, как будто спешит увидеть своих родных и друзей, уведомить их, что он оставил землю и сказать им, что он жив. Пусть всякий призовет свои воспоминания — и увидит, сколько подобного рода подлинных случаев бывало с ним не только ночью во время сна, но и среди белого дня, при полном бодрствовании, и в которых он не мог отдать себе ясного отчета.

Прежде смотрели на эти случаи, как на нечто сверхъестественное и чудесное и приписывали их чародейству и колдовству; ныне неверующие относят их к воображению, но с тех пор, как спиритическая наука дает ключ к таковым явлениям, знают, каким образом они производятся и что они не выходят из разряда естественных явлений.

Думают еще, что духи потому только, что они духи, должны иметь высочайшее знание, высочайшую мудрость; опыт не замедлил доказать это заблуждение. Между делаемыми от духов сообщениями некоторые бывают преисполнены глубокомыслия, высокого красноречия, мудрости, нравственности и дышат добротой и благосклонностью; напротив того, другие весьма обыкновенны, легкомысленны, даже грубы и выказывают самое жалкое состояние ума.

Так очевидно, что они не могут проистекать из одного и того же источника и что если есть добрые духи, то есть также и злые. Естественно, что духи, будучи душами людей, не могут сделаться совершенными тотчас после оставления тела и что до тех пор, покуда они не сделают успехов, они сохраняют несовершенства телесной жизни, почему мы и видим духов различных степеней доброты и злобы, знания и невежества.

Вообще духи сообщаются с удовольствием, и им приятно видеть, что их не забыли; они описывают охотно свои впечатления при оставлении земли, свое новое положение, свои радости или страдания в мире, где они находятся: одни очень счастливы, другие несчастны, некоторые претерпевают даже ужасные мучения, смотря по тому, какую они вели жизнь и какое сделали из нее употребление, хорошее или дурное, полезное или бесполезное. Наблюдая за ними во всех фазах их нового существования, смотря по бывшему их положению на Земле, роду их смерти, их прежнему нраву и их человеческим привычкам, приходим к познанию невидимого мира, ежели не совершенному, то по крайней мере довольно точному, чтобы знать наше будущее состояние и предузнать счастливую или несчастливую судьбу, нас ожидающую.

Наставления, данные духами высшего ранга касательно предметов, относящихся к человечеству, их ответы на заданные им вопросы, собранные и старательно приведенные в порядок, составляют целое нравственное и философское учение под названием спиритизма.

Следовательно, спиритизм есть учение, основывающееся на существовании, проявлении и учении духов. Философская часть этого учения вполне изложена в «Книге духов», часть практическая и опытная в «Книге медиумов». По разбору этих сочинений, приведенному ниже, можно судить о разнообразии, обширности и важности предметов, в них заключающихся.

Как мы уже видели, спиритизм возымел свое начало от простого явления: кружащихся столов, но так как такие явления занимали более глаза, нежели разум, и возбуждали более любопытства, нежели чувства, то, удовлетворив любопытство, они перестали обращать на себя внимание, тем более что их не понимали.

Но иное было следствие, когда теория объяснила причину, особенно когда увидели, что из этих вертящихся столов, которыми несколько времени забавлялись, выходило целое нравственное учение, говорящее душе, рассеивающее томительные сомнения, удовлетворяющее всем стремлениям, оставленным в неопределенности от неполного учения о будущности человечества.

Люди серьезные приняли новое учение как благодеяние, и с тех пор оно не только не ослабевало, но распространяется с невероятной быстротой. В продолжении трех или четырех лет оно привлекло на свою сторону во всех частях мира бесчисленное множество приверженцев, в особенности людей просвященных, число которых умножается в чрезвычайной прогрессии, так что ныне можно сказать, что спиритизм приобрел право гражданства.

Он опирается на такие твердые основания, что может отразить все нападки своих противников, силящихся из собственных видов его опровергнуть; это доказывается тем, что их нападения и критика не приостанавливают ни на минуту его распространения: это есть событие, подтвержденное опытом, которого противники спиритизма никогда не могли объяснить. Спириты отвечают просто, что, если он распространяется, несмотря на критику, это значит, что его находят хорошим и что его доводы предпочитают доводам его противников.

Однако же спиритизм — не новое открытие; факты и начало, на которых он основывается, теряются в глубокой древности, ибо мы находим его следы в верованиях всех народов, во всех религиях, у многих духовных и светских писателей, но события за недостатком исследования часто были объяснены по суеверным понятиям невежества, и из них не вывели всех должных заключений.

В самом деле спиритизм основан на существовании духов, но так как духи не что иное, как души людей, следовательно, с тех пор, как есть люди, есть и духи — спиритизм не открыл и не выдумал их. Если души или духи могут являться людям, значит, что это в природе вещей, и, следовательно, они должны были являться везде, потому-то всегда и везде мы находим доказательства таковых проявлений, в особенности в библейских повествованиях.

Новейшему времени принадлежит только логическое изъяснение событий, полнейшее знание естества духов, их назначения, образа их действий, открытие нашего будущего состояния, наконец, обращение спиритизма и его различных применений в науку и учение.

Древние знали начало, в настоящее время знают подробности. В древности изучение этих явлений было привилегией известных каст, которые их открывали только посвященным в их таинства; в средние века на занимающихся ими открыто смотрели как на колдунов и жгли их, но ныне нет тайны ни для кого, и более никого не жгут; все делается среди белого дня, и всякий может, по желанию, просветиться этим учением и упражняться в нем, ибо медиумы находятся везде.

Самое учение, преподаваемое ныне духами, не имеет ничего нового; мы его находим отрывками у многих философов индийских, египетских и греческих, и во всей полноте — в учении Христа. Какая же польза от спиритизма? Он подтверждает новым свидетельством и доказывает фактами истины, не признанные или дурно понятые, восстанавливая дурно растолкованный истинный их смысл.

Спиритизм ничему новому не учит, это правда, но разве мало доказать явным и неопровержимым образом существование души, переживающей тело, ее индивидуальность после смерти, ее бессмертие, наказания и награды в будущем? Сколько людей веруют в это, но веруют неопределенной затаенной мыслью сомнения и думают в глубине души: «Однако же если это не правда?»

Сколько людей было доведено до неверия потому только, что им представлена была будущая жизнь в таком образе, которого их разум не мог принять за истинный. Разве этого мало, что колеблющийся верующий может сказать: «Теперь я уверен!» или когда слепой опять увидит свет? Фактами и своей логикой спиритизм рассеивает душевное беспокойство, сомнения и приводит к вере оставивших ее, открывая нам существование незримого мира, нас окружающего и посреди которого мы живем, того не подозревая.

Он нас учит примером тех, которые жили, узнавать условия нашего будущего счастья или несчастья; изъясняет причину наших земных страданий и дает нам средство к их облегчению. Его распространение будет иметь неизбежным следствием уничтожение материалистского учения, не могущего устоять против очевидности. Человек, уверенный в величии и важности своего будущего существования в вечности, сравнивает его с непостоянством земной жизни, столь короткой, и мысленно возвышается над ничтожными суетностями человеческими; зная причину и цель этих ничтожностей, он их переносит с терпением и безропотно, ибо понимает, что они служат ему средством к достижению лучшего состояния.

Пример приходящих из-за гроба для того, чтобы сообщить нам свои радости и страдания, доказывает действительность будущей жизни и вместе с тем и правосудие Божие, не останавливающее ни одного порока без наказания и ни одной добродетели без награды.

Прибавим наконец, что сообщения с утраченными нами любимыми существами доставляют сладчайшее утешение и доказывают, что они не только существуют, но менее с нами разлучены, как если бы они находились в живых, но в чужом краю.

Наконец, спиритизм услаждает горечь житейских скорбей, украшает отчаяние и волнение души, уничтожает сомнение или страх будущего, останавливает мысль о сокращении жизни самоубийством и, следовательно, делает счастливыми тех, которые убеждены в его истинах. Вот в чем заключается великая тайна его распространения.

С религиозной точки зрения, спиритизм основывается на фундаментальных истинах всех религий, на существовании Бога, существовании души, на бессмертии, награде и наказании в будущем; но он не имеет никакого особенного богослужения. Его цель доказать неверующим или сомневающимся, что душа существует, что она переживает тело, что после смерти она подвергается последствиям добра и зла, совершенных ею во время телесной жизни; эти истины находятся и во всех религиях.

Как верование в духов, спиритизм принадлежит равно всем религиям и всем народам, потому что везде, где есть люди, есть и души (или духи), потому что проявления их были всегда и потому что рассказы о них находятся во всех религиях без исключения. Итак, можно быть греческим ортодоксом или римским католиком, протестантом, иудеем или мусульманином и верить в проявление духов, следовательно, быть и спиритом, что доказывается тем, что спиритизм имеет единомышленников во всех сектах.

Как учение нравственное, спиритизм учение существенно христианское, ибо он есть развитие и применение учения Христа, учения чистейшего и превосходство которого никем не оспаривается; очевидное доказательство, что учение это есть закон Божий; нравственность же его доступна всем.

Спиритизм, будучи независим от всякого образа- богослужения, ни одного не-предписывая и не занимаясь особенными догматами, не есть особенная религия, ибо он не имеет ни своих священников, ни своих храмов. Вопрошающим, хорошо ли они делают, что придерживаются таких-то обрядов, отвечает: «Если вы думаете, что ваша совесть того требует, исполняйте их: Бог всегда воздает за намерение».

Одним словом, спиритизм никому не налагает себя насильно; он не обращается к верующим, довольствующимся своей верой, но к большому числу сомневающихся и неверующих; он их не отнимает у церкви, ибо они нравственно отделились от нее во всем или отчасти; он заставляет их пройти три четверти пути, чтобы опять вступить в нее; ей остается исполнить только остальное.

Правда, спиритизм опровергает некоторые верования, как, например, вечность наказаний, вещественный огонь адский, личность дьявола и т.п. Но неизвестно ли, что эти верования, будучи доведены до крайности, рождали и всегда рождают неверующих?

Если спиритизм, рационально объясняя эти и некоторые другие догматы, возвращает к вере оставивших ее, не делает ли он услугу религии? По этому случаю один достопочтенный священник сказал: «Спиритизм заставляет верить чему-нибудь; лучше верить чему-нибудь, нежели ничему не верить».

Так как духи есть души, следовательно, нельзя отрицать духов, не отрицая души. Признав такой вывод, встречаем самый простой вопрос: «Души умерших могут ли сообщаться живым?» Спиритизм подтверждает это вещественными фактами; какое же можно привести доказательство, что это невозможно? Если это существует, все возможные отрицания не помешают, чтобы оно было, потому что это не есть ни система, ни теория, но закон природы, а против законов природы воля человека бессильна; волей или неволей надобно признать их и сообразовать с ними свои верования и привычки.

 

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ УЧЕНИЯ ДУХОВ

1.         Бог есть всевысочайшая премуд

рость, первая причина всего существую

щего. Бог предвечен, един, невеществен,

непреложен,   всемогущ,   правосуден   и

благ. Совершенства Его должны быть бес

предельные;  предположить в  Нем хотя

малейшее  несовершенство  невозможно,

Он не был бы тогда Богом.

2.         Бог сотворил вещество, составляю

щее миры; Он сотворил также и разумные

существа, называемые нами духами; им

поручено управлять вещественными ми

рами по неизменным законам творения, и

они по своей природе способны к усовер

шенствованию, которое приближает их к

Божеству.

3.         Дух в собственном смысле есть ра

зумное начало; его внутреннее естество

нам неизвестно; для нас он невеществен,

потому что не имеет никакого сходства с

тем, что мы называем веществом.

4.         Духи суть индивидуальные сущест

ва, имеющие эфирную оболочку, невесо

мую,  называющуюся периспритом,  род

газообразного тела, первообраз форм че

ловека. Они населяют космическое про

странство, носятся в нем с быстротой мол

нии и составляют невидимый мир.

5.         Начало и образ сотворения духов

нам неизвестны; мы знаем только, что

они сотворены простодушными и несведу

щими, то есть без знания добра и зла, но с

равной для этого способностью, ибо пра

восудный, справедливый Бог не мог бы

освободить одних от труда, возложив его на

других, чтобы те доходили до совершенства.

Вначале они находятся как бы в детстве, без

собственной воли и без полного сознания своего

существования.

6.         Так как свободная воля духоЕ разви

вается одновременно с понятием, что Бог

сказал им: «Все вы можете достигнуть вы

сочайшего блаженства, когда приобретете

познания, вам недостающие, и исполните

труд, Мною на вас возложенный. Труди

тесь, чтобы успеть; вот ваша цель: вы ее

достигните,  соблюдая законы,  запечат

ленные Мною в вашей совести». Одарен

ные свободной волей, одни избирают са

мый короткий путь, то есть путь добра,

другие — самый долгий, то есть путь зла.

7.         Бог не сотворил зла; Он установил

законы, и эти законы всегда исполнены

благости, ибо Он благ; исполняя их в точ

ности, можно быть совершенно счастли

вым, но духи, имея свободу воли, не всег

да их соблюдают, и зло было следствием

их неповиновения. И так можно сказать,

что все, что согласно с законом Божьим,

есть добро, а зло — все то, что противно

этому закону.

8.         Духи  как  орудия  Божественного

всемогущества принимают на время ве

щественную оболочку, чтобы участвовать в

великом деле вещественных миров. Упраж

няя себя в труде, которого требует их те

лесное существование, они усовершенству

ют свои умственные способности и, испол

няя таким образом закон Божественный,

приобретают достоинства, долженствую

щие довести их до вечного счастья.

9.         В своем начале воплощение не было

возложено на духа как наказание или ис

купление; оно необходимо для его разви

тия   и   для   исполнения   Божественных

предначертаний, все должны ему подвер

гнуться, каков бы ни был путь, ими из

бранный, путь добра или зла;  разница

лишь в том, что идущие по доброму пути

продвигаются скорее и при условиях ме

нее трудных скорее достигают цели.

10.       Воплощенные духи составляют че

ловечество, населяющее не одну только

нашу планету, но и все миры, рассеянные

в пространстве.

11.       Душа человека есть воплощенный

дух. Чтобы содействовать ему в исполне

нии его урока, Бог покорил его власти

животных,  которых  инстинкт и  нравы

приспособлены к его нуждам.

12.       Дух достигает усовершенствования

собственным своим трудом; не будучи в

состоянии в продолжении одного телесно

го существования приобрести нравствен-

ные и умственные качества, должные довести

его до цели, он их приобретает через

последовательность существований и во время

каждого из них делает несколько шагов вперед

на пути успеха.

13.       Во всяком телесном существовании

дух должен исполнить урок, соразмерный

с его развитием; чем он труднее, тем более

оценивается. Таким образом, каждое новое

существование есть новое испытание, при

ближающее его к цели. Число этих сущест

вований не определено. От воли духа зави

сит сократить  их,  усиленно трудясь над

нравственным своим усовершенствованием,

точно так, как зависит от воли работника и

его прилежания сократить число дней, по

требных для окончания его работы.

14.       Когда существование было прове

дено дурно, оно остается без пользы для

духа,  принужденного  начать  его снова

при условиях более или менее трудных,

по мере его нерадивости или дурной воли;

так же точно бывает в жизни: можно быть

принужденным исполнить на другой день

то, чего не сделали накануне.

15.       Жизнь духовная есть нормальная

жизнь духа: она вечна; жизнь телесная

скоротечна и кратковременна, она — од

но мгновение вечности.

16.       В промежутке времени этих телес

ных существований дух скитается. Ски

тание не имеет определенного времени; в

этом состоянии дух бывает счастлив или

несчастен, смотря по хорошему или дур

ному употреблению его последнего суще

ствования; он изучает причины, ускорив

шие или замедлившие его успех, и реша

ется предпринять для будущего своего су

ществования такие испытания, которые,

по его мнению, могут более других содей

ствовать его преуспеянию, но иногда он

ошибается или падает, не исполнив как

человек того, на что он решился как дух.

17.       Грешный дух наказан в мире духов

нравственными страданиями, а в телесной

жизни —  физическими мучениями.  Его

скорби суть последствия его погрешительно-

сти, то есть нарушения закона Божьего, так

что они служат вместе очищением прошед

шего и испытанием для будущего, таким об

разом, человек гордый может подвергаться

существованию уничижения, тиран — сде

латься рабом, а дурной богач— нищим.

18.       Есть миры, приспособленные к раз

личным степеням преуспеяния духов и

где условия телесного их существования

бывают различны. Дух, менее успевший,

принимает тело грубое и вещественное,

но по мере своего очищения он переходит в

миры нравственные и физически высшие.

 Земля не первый и не последний из них, но этот

мир один из самых отсталых.

19.       Духи грешные воплощаются в ми

рах, менее успевших, где и очищаются от

своих погрешностей через скорби вещест

венной жизни. Эти миры для них истин

ные чистилища, но в их власти от них ос

вободиться   старанием   о   нравственном

своем  усовершенствовании,  Земля  есть

один из этих миров.

20.       Бог, будучи правосуден и благ, не

осуждает тварей Своих на вечные наказа

ния за временные их погрешности;  Он

предоставляют им во всякое время средст

во к преуспеянию и исправлению зла, ко

торое они могли сделать. Бог прощает, но

требует раскаяния, исправления и воз

вращения к добру, так что продолжение

наказания   соразмеряется   с   устойчиво

стью духа во зле; следовательно, кара бы

ла бы вечная для того, кто бы вечно оста

вался на дурном пути; но лишь только

слабый   свет   раскаяния   озарит   сердце

грешника, Бог простирается к нему Сво

им милосердием. Итак, вечность мук дол

жно понимать в относительном, а не в

безусловном смысле.

21.       При воплощении своем духи при

носят с собой все приобретенное ими в

своих   предыдущих   существованиях;   вот

причина, по которой люди имеют инстинк

тивно  особенные  способности,   хорошие

или    дурные    склонности,    кажущиеся

врожденными. Дурные природные склон

ности суть остатки несовершенства духа,

который от них не совсем еще освободил

ся: это признаки прежних его недостатков

и первородный грех в истинном его смыс

ле. При всяком существовании он должен

очищаться от некоторых из своих несо

вершенств.

22.       Забвение прежних существований

есть  благодеяние  Божие.   Бог по  своей

благости  пожелал  избавить  человека  от

воспоминаний, всего чаще неприятных. Во

всяком новом существовании человек бы

вает тем, чем он сам себя сделал: это есть

новое для него начало, он знает свои насто

ящие недостатки; знает, что они следствия

прежних, из чего он может заключить, что

именно он сделал худого, и этого ему доста

точно, чтобы с пользой трудиться для свое

го исправления. Если он имел некогда не

достатки, которых он ныне не имеет, нет

ему более надобности ими заниматься,

довольно с него и настоящих.

23.       Если предположить, что душа не

жила прежде, следовательно, она сотво

рена вместе с телом, то по этому предпо

ложению она не может иметь никакого

отношения с теми, которые ей предшествовали.

Спрашивается теперь, каким образом Бог при своем

правосудии и благости мог возложить на нее

ответственность за вину отца рода человеческого,

наказывая за первородный грех, ею не совершенный.

Говоря, напротив, что, возрождаясь, она приносит с

собой зародыш несовершенств своих прежних

существований, что в нынешнем существовании

она подвергается следствиям прежних погрешностей,

можно логически изъяснить первородный грех тем,

что всякий может понять и признать, ибо душа

отвечает только за свои собственные дела.

24.       Разнообразие врожденных способ

ностей, как нравственных так и умствен

ных, доказывает, что душа жила прежде;

если бы она была сотворена вместе с на

стоящим телом, это не было бы согласно с

благостью Творца, которому не свойст

венно сделать одних более успевшими,

чем других. Отчего люди бывают дикие и

просвещенные, добрые и злые, глупые и

умные?  Все изъясняется тем,  что одни

жили более других и более приобрели.

25.       Если бы настоящее существование

было единственным и долженствовало ре

шить навеки будущую судьбу души, ка

кая была бы судьба умирающих младен

цев? Не сделав ни добра ни зла, они не за

служивают ни награды, ни наказания. Ес

ли, по словам Христа, каждый будет воз

награждаем по мере дел своих, то они, не

имея права на совершенное счастье анге

лов, не заслужили также и того, чтобы

быть его лишенными. Скажите же, что

они могут в другом существовании испол

нить то, чего не могли сделать в том, ко

торое было для них сокращено, и тогда не

будет более исключений.

26.       По этой же причине, какая была

бы судьба кретинов и слабоумных? Не

имея никакого сознания добра и зла, они

не имеют и никакой ответственности за

свои дела. Бог был бы справедлив и благ,

сотворив безумные души для того только,

чтобы их осудить на жизнь бедственную и

без всякого вознаграждения? Признайте

же, напротив, что душа кретина и'слабо-

умного есть дух, находящийся под нака

занием в теле, не способном передать его

мысль, в котором он как силач, связан

ный цепями, и тогда все будет сообразно с

Божьей справедливостью.

27.       В этих последовательных воплоще

ниях дух, очистившись мало-помалу от

своих пороков и усовершенствовавшись

через труд, достигает конца своих телес-

 ных существований; тогда он причисляется

к рангу чистых духов или ангелов и награждается

вечным созерцанием Бога и полным блаженством.

28.       Пока люди находятся на Земле для

своего очищения, Бог, как добрый отец,

не оставил их одних без путеводителей.

Прежде всего они имеют своих духов-по

кровителей, или ангелов-хранителей, на

блюдающих за ними и старающихся на

править их на добрый путь; сверх того, им

посылаются духи, которым дается особен

ное поручение на Земле, духи высшего

достоинства,   воплощающиеся   время   от

времени между ними, чтобы осветить им

дорогу своими трудами и подвинуть впе

ред человечество.

Хотя Бог запечатлел Свой закон в совести людей,

но Он пожелал выразить его еще яснее; прежде

всего Он им послал Моисея, но законы Моисея

были приноровлены к людям его времени; он

им говорил только о земной жизни, о наказаниях

и наградах мирских. Потом явился Христос,

чтобы дополнить закон Моисея учением более

высоким, о многих существованиях.

29.       Спиритизм, ныне лучше понятый,

присовокупляет для неверующих очевид

ность   к   теории:   доказывает   будущую

жизнь явными фактами; говорит понятно

и без двусмыслия о том, о чем Христос го

ворил притчами;  изъясняет непризнан

ные или ложно истолкованные истины;

открывает существование невидимого ми

ра, или мира духов, и посвящает человека

в таинства грядущей жизни; опровергает

материализм как возмущение против все

могущества Божьего; наконец, устанав

ливает между людьми царство любви и

взаимной обязанности, царство, завещан-

ное Христом.  Моисей вспахал,  Христос

посеял, спиритизм пожинает.

30.       Спиритизм не есть свет новый, но

свет, более воздействующий на чувства,

ибо со всех концов Земли слышатся голо

са тех, которые жили. Делая неясное оче

видным, он уничтожает ложные толкова

ния и должен соединить людей в одном

веровании, ибо есть только один Бог, и

его законы для всех одни; наконец, он

обозначает эру времени, предвозвещен

ного Христом и пророками.

31.       Причина зла, сокрушающего лю

дей на Земле, есть гордыня, себялюбие и

См. Евангелие от Матфея, глава XVII, ст.

10 и след; от Иоанна, глава III, ст, 3-и след.

о духовной жизни, наказаниях и наградах

нравственных.

все дурные страсти. Через столкновение

своих пророков люди делаются взаимно

несчастными и наказываются друг другом.

Когда любовь к ближнему и смирение

заменят себялюбие, гордыню, тогда они не

будут стараться вредить друг другу; они

будут уважать право каждого, и тогда будет

царствовать между ними согласие и справедливость.

32.       Но каким образом уничтожить себя

любие и гордыню, кажущиеся врожденны

ми в сердце человека? Себялюбие и горды

ня находятся в сердце человека потому, что

люди есть духи, сосланные для наказания

на Землю, это их первородный грех, от ко

торого многие еще не освободились. Через

спиритизм Бог делает последний призыв к

исполнению закона, преподаваемого Хри

стом: закона любви и милосердия.

33.       Так как Земля достигла определен

ного времени, в которое она должна сде

латься жилищем счастия и мира, то Бог не

желает, чтобы воплощенные дурные души

продолжали возмущать ее и вредили до

брым; и так злые должны исчезнуть. Они

пойдут очищаться от своих беззаконий в

миры менее успевшие, где для своего усо

вершенствования будут снова трудиться во

многих существованиях, еще более несча

стных и трудных, чем на Земле.

В этих мирах они составят новое поколение,

более просвещенное. Их наказание будет

состоять в том, чтобы содействовать

посредством приобретенных ими сведений

успеху отсталых существ, на них живущих.

Они перейдут в лучший мир только тогда,

 когда этого заслужат, и, таким образом,

будут подвигаться вперед, покуда не достигнут

совершенного очищения. Если Земля была для

них чистилищем, эти миры будут их адом, из

которого однако же надежда не всегда изгнана.

34.       Между тем как осужденное на изгна

ние поколение будет быстро исчезать, явится

новое, верования которого будут основаны на

христианском спиритизме. Мы присутствуем

при этой перемене, предвещающей нравст

венное возрождение, на приближение кото

рого указывается спиритизмом.

 

ПРАВИЛА, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ УЧЕНИЯ ДУХОВ

 

35.       Главная цель спиритизма состоит в

улучшении людей. Должно искать в нем

только   то,   что   может   способствовать

нравственному и умственному их успеху.

36.       Истинный спирит не есть тот, кото

рый верит проявлениям духов, но тот,

который пользуется их учением. Верование

ничему не служит, если оно не заставляет

подвигаться вперед на пути успеха и не делает

нас лучшими в отношении к ближним.

37.       Себялюбие,   гордыня,   суетность,

честолюбие,   алчность,   ненависть,   за

висть, ревность, злословие суть душевные

язвы, излечивающиеся только любовью и

смирением.

38.       Верование  в  спиритизм   приносит

пользу только тому, про которого можно ска

зать: «Сегодня он лучше, чем был вчера».

39.       Важность, придаваемая благам сего

мира, находится в обратном отношении к

верованию в духовную жизнь; сомнение в

своей  будущности  заставляет  человека

искать   наслаждений   в   здешнем   мире,

удовлетворяя его страстям, часто со вре

дом для своего ближнего.

40.       Скорби земные суть лекарства для

души, спасают ее для будущей жизни, как

мучительная хирургическая операция спа

сает жизнь больного и возвращает ему здо

ровье. Почему Христос сказал: «Блаженны

скорбящие, ибо утешены будут».

41.       При ваших скорбях смотрите не на

тех, которые кажутся вам счастливее вас,

но на тех, которые еще более вас страдают.

42.       Отчаяние естественно для того, кто

думает, что все кончается с жизнью тела;

но бессмысленно для того, кто верует в

жизнь будущую.

43.       Человек часто бывает виновником

своего несчастия на Земле; пусть он оты

щет источник своего злополучия, и тогда

увидит, что оно не что иное, как следст

вие его непредусмотрительности, гордыни

и алчности и, следовательно, нарушения

им Закона Божия.

44.       Молитва есть.действие Благопочте-

ния; молиться Богу — значит, думать о

Нем, приближаться к Нему, войти в сооб

щение с Ним.

45.       Кто молится с усердием и уповани

ем, тот становится сильнее против искуше

ния зла, и Бог посылает ему на помощь

добрых духов. В этой помощи никогда не

отказывается, когда о ней искренно про

сят.

46.       Действительно  полезно  немного

молиться, но хорошо молиться. Некото

рые думают, что все достоинство состоит

в долгой молитве, между тем как закры

вают глаза перед своими недостатками.

Для них молитва служит занятием, а не

изучением самого себя.

47.       Испрашивающий у Бога проще

ния  в  своих  прегрешениях  получает

его, только переменив свое поведение.

Хорошие поступки — самая лучшая молитва,

ибо дела ценятся больше, нежели слова.

48.       Все добрые духи советуют молиться.

Духи несовершенные просят молитвы как

средства для облегчения их страданий.

49.       Молитва не может переменить оп

ределения промысла, но страждущие ду

хи, видя, что ими занимаются, чувствуют

себя не совсем оставленными и не столь

несчастными, она одушевляет их мужест

во, возбуждает в них желание раскаяния

и исправления себя, и может их отвлечь

от злых мыслей. В этом-то смысле она мо

жет не только облегчить, но и сократить

их страдания.

50.       Пускай всякий молится по своим

убеждениям и таким образом, как ему ка

жется  приличнее,   ибо  образ  ничто,   а

мысль все; искренность и чистота намере

ний — вот главное, одна добрая мысль

стоит дороже множества слов, похожих

на шум мельницы и в которых сердце не

принимает участия.

51.       По воле Божьей люди, силу и

власть имеющие, должны, быть защит

никами слабых; сильный, угнетающий

слабого, проклят Богом; часто он быва

ет наказан в этой жизни, не в зачет бу

дущей.

52.       Богатство есть вклад, от которого

владелец пользуется только доходами, за

тем, что он не уносит его с собой в гроб,

он отдаст строгий отчет в сделанном им

употреблении.

53.       Испытание богатством опаснее ис

пытания бедностью, потому что оно пред

ставляет более искушений к употребле

нию во зло благ земных, в богатстве го

раздо труднее быть умеренным, нежели

в    бедности    смириться    пред    волей

Божьей.

54.       Торжествующий   честолюбец   и

утопающий в вещественных наслаждени

ях богач более достойны сожаления, чем

зависти, ибо не следует забывать конца,

их  ожидающего.   Спиритизм  ужасным

примером тех, которые жили и которые

являются нам, чтобы открыть пред нами

свою судьбу, высказывает истину сле

дующих слов Христа: «Возвышающийся

будет унижен, а унимающийся возне

сется».

55.       Любовь к ближнему есть верховный

закон Христа: «Любите друг друга, как бра

тия; — любите своего ближнего, как себя

самого; — прощайте врагам вашим; — не

делайте другим того, чего бы вы для себя

самих не желали». Все это заключается в

словах «любовь к ближнему».

56.       Благотворительность заключается

не только в милостыне, ибо есть милосты-

ня в мыслях, в словах и в действии. Тот

милостив в мысли, кто снисходителен к

недостаткам своего ближнего; тот мило

стив в словах, который ничего такого не

говорит, что бы могло сделать вред его

ближнему; тот милостив в делах, кто по

могает своему ближнему по мере своих

сил.

57.       Бедный, разделяющий свой кусок

хлеба с тем, кто его беднее, более мило

стив и имеет более достоинства в очах

Божьих, чем тот, который дает излишнее,

ничего себя тем не лишая.

58.       Кто питает против своего ближнего

чувство злобы, ненависти, зависти и па-

мятозлобия,  тот  не  есть  милостив;  он

лжет, выдавая себя за христианина, и ос

корбляет Бога.

59.       Люди всех каст, всех сект и всех

племен, вы все братья, ибо Бог вас всех

призывает к Себе; итак,  подайте друг

другу руку, какой бы ни был образ вашего

Ему поклонения, и не бросайте анафему

друг против друга, ибо анафема есть на

рушение закона любви к ближнему, про

возглашенного Христом.

60.       При себялюбии люди находятся в

беспрестанной борьбе между собой; при

любви к ближнему они будут жить в ми

ре. Итак, если любовь к ближнему будет

основанием их учреждений, она одна мо

жет упрочить их счастье на Земле; по

словам Христа, она одна может также

обеспечить их будущее счастье, ибо она

заключает в себе все добродетели, могу

щие довести их до совершенства. С ис

тинной любовью к ближнему, таковой,

как заповедывал ее и исполнял Христос,

нет более себялюбия, гордыни, ненави

сти, зависти,  злословия; нет более не

истовой привязанности к благам сего ми

ра. Почему спиритизм имеет правилом:

«Без любви к Богу и любви к ближнему

нет спасения».

 

Неверующие! Вы можете смеяться над духами, смеяться и над теми, которые верят их проявлениям.

Смейтесь также, ежели дерзаете, над этими правилами, которым они нас учат и в которых заключается собственная ваша защита, ибо если бы любовь к ближнему исчезла с лица Земли, люди растерзали бы друг друга, и вы, быть может, были бы первыми жертвами.

Время близко, в которое эти правила, открыто провозглашаемые во имя духов, будут залогом безопасности и признаком доверенности ко всем тем, которые будут иметь их в своем сердце. Один дух сказал: «Смеялись над вертящимися столами, но никогда не будут смеяться над философией и нравоучением от них проистекающими».

И действительно, не малый путь мы сделали в продолжении нескольких только лет со времени этих первых явлений, служивших некоторое время развлечением для праздных и любопытных. Это нравоучение устарелое, говорите вы, духи должны бы иметь достаточно ума, чтобы нам дать что-нибудь поновее этого. («Остроумная» фраза не одного критика). Тем лучше, если оно устарелое; это доказывает, что оно было всегда, и тем более виновны люди, что не исполняли его, ибо одни только истинные истины вечны!

Спиритизм напоминает им это нравоучение не отдельным объявлением, сделанным одному человеку, но голосом самих духов, подобному гласу архангела, вопиющему: «Верьте, что те, которых вы называете «мертвыми», более живы, нежели вы, ибо они видят то, чего вы не видите, и слышат то, чего вы не слышите; узнайте в тех, которые являются для разговора с вами, ваших родных, ваших друзей и всех тех, которых вы любили на Земле и которых, как то вам кажется, вы лишились безвозвратно; горе тем, которые думают, что все кончается со смертью тела, ибо они будут жестоко выведены из своего заблуждения; горе тем, которые погрешили против любви к ближнему, ибо они подвергнутся тому, что заставили терпеть других! Внимайте страждущим, вам говорящим:

«Мы страдаем за то, что не признавали всемогущество Божье и сомневались в Его бесконечном милосердии; мы страдаем за нашу гордость, себялюбие, скупость и за все дурные страсти, которые мы не умели обуздать; страдаем за все зло, сделанное своему ближнему, забвением закона любви к нему».

 

<<< Содержание номера             Следующая статья >>>