Вся библиотека >>>

Содержание >>>

 

 

Архивы. Периодические издания – журналы, брошюры, сборники статей

Журнал Здоровье


1985/3

 

Труд – источник молодости и красоты

 

 

Известный актер и режиссер, народный артист РСФСР Г. М. Ярон говорил: «Оперетта—это искусство молодых или умеющих быть молодыми». Сказанное в первую очередь относится к женщинам— артисткам оперетты. Очаровательными, дарящими людям хорошее настроение видит их зритель на сцене. Но мало кто знает, какой титанический, ежедневный многочасовой труд—невидимая публике сторона их театральной жизни.

Рассказать о своей работе, поделиться секретами удивительной жизнерадостности, молодости, красоты мы попросили трех солисток Московского государственного ордена Трудового Красного Знамени театра оперетты: народную артистку СССР, лауреата Государственной премии РСФСР имени Глинки Т. И. Шмыгу, народную артистку РСФСР Т.Л.Санину и заслуженную артистку РСФСР Л.Я. Амарфий.

Было воскресенье, но у артистов нет выходных, когда идет работа над новым спектаклем. И у выдающейся актрисы современной оперетты, неизменной любимицы публики Татьяны Ивановны Шмыги в этот день шла репетиция.

С 11 часов утра она репетировала с балетмейстером небольшой фрагмент танца, который долго не получался так, как хотел режиссер. Татьяна Ивановна танцевала, что называется, до «седьмого пота» и только в 3 часа дня первый раз присела.

Когда я смотрела, как работала Т. И. Шмыга во время репетиции, то подумала, что по энергетическим затратам ее работа вполне может быть приравнена к тяжелому физическому труду, И совсем непонятно, почему труд актеров, в том числе актеров оперетты, находится вне поля зрения гигиенистов. Никто, по сути дела, до сих пор не разработал рациональных гигиенических рекомендаций, касающихся продолжительности репетиций и перерывов во время них. А ведь в нашей стране 32 театра оперетты и музыкальной комедии.

—        Как  вы считаете, Татьяна

Ивановна, что самое трудное в

вашей работе?

—        Все трудно. Видели, сколько

пришлось биться над одним элемен

том танца? А через два часа репе

тиция с оркестром. Оперетта — осо

бый жанр. Подготовка нашего спек

такля в отличие от драматическо

го состоит из многочасовых репети

ций не только с режиссером, но и с

концертмейстером, с балетмейсте

ром, с оркестром, с хором, с балет

ной труппой.  И если целый день

репетируешь,   а  вечером  играешь

спектакль,—это    очень    тяжело.

Ведь надо не только быть самой Е

форме, важно, чтобы хорошо зву

чал голос. Для этого перед спектак-

лем распеваюсь, стараюсь систематически заниматься вокалом с профессором Д. Б.Белявской.

—        Как же, несмотря на такую

огромную нагрузку, вам удается

так отлично выглядеть?

— Наверное, вместо слова «несмотря» здесь уместнее слово «благодаря». У нас как в спорте: главное — ежедневная тренировка. Именно нагрузка, работа помогают всегда быть в форме. Расслабиться позволяю себе только во время отпуска. Люблю забиться в какую-нибудь глушь и вволю надышаться воздухом, бродить, читать — одним словом, заниматься всем тем, на что не остается времени в течение года.

—        Что бы вы хотели пожелать

в Международный женский день

читательницам «Здоровья»?

—        Конечно, того, чего нам все

гда не хватает,— здоровья. К сожа

лению, мы слишком мало заботим

ся о том, чтобы его сохранить...

С Татьяной Леонидовной Саниной мы беседуем в ее уютной квартире на улице Чехова. Более 36 лет работает она в столичном театре, впервые выступив на его сцене в 1948 году в оперетте Н.Стрельникова «Холопка». С тех пор с огромным успехом Татьяна Леонидовна сыграла не один десяток ролей.

Сейчас актриса занята в семи спектаклях и не менее, чем раньше, требовательна к себе и к своим партнерам.

—        Татьяна Леонидовна, каки

ми качествами, по вашему мне

нию, должна обладать актриса

оперетты?

—        Она должна не только хоро

шо петь,  проникновенно играть и

пластично  двигаться,   но   и   быть

красивой! А для этого надо потру-

 диться: не торопясь, искусно наложить на лицо грим, надеть парик так, чтобы каждый локон был на месте, тщательно одеться. Вот почему я всю жизнь прихожу в свою гримерную за два часа до начала спектакля. Любая работа требует сосредоточенности и максимальной отдачи сил. А работа актрисы—особенно.

—        Делаете ли вы специальные

упражнения      для      голосовых

складок?

—        Для меня единственной тре

нировкой связочного аппарата бы

ли систематические занятия с педа

гогом по вокалу. И я всегда очень

бережно относилась к своему голо

су, поэтому никогда не курила и не

пила спиртное: и то и другое вредно

для певицы. Мой муж, кстати, он не

актер, тоже не курит и равнодушен

к алкоголю. Как видите (смеется), в

этом мы с ним солидарны.

—        А вот любопытно, как вы

относитесь к домашней работе?

—        Не скажу, чтобы она достав

ляла мне большое удовольствие, но

ведь приходится и покупать продук

ты, и убирать квартиру, и готовить

обед. Да мало ли у женщины до

машних дел! Вот что я люблю, так

это косить траву, вдыхать, ее аро

мат. У меня на даче есть коса; и я с

радостью этим занимаюсь.

Я убеждена,— говорит Татьяна Леонидовна,— что каждая женщина вполне может так распределить свои обязанности, чтобы ежедневно оставалось хоть немного времени для ухода за собой. Тогда она всегда будет привлекательной, а ведь это очень важно!

Заслуженная артистка РСФСР Лилия Яковлевна Амарфий представляет третье поколение Московского театра оперетты, которому в 1987 году исполнится 60'лет.

—        Что же вам, еще совсем мо

лодой, но уже известной актрисе,

больше всего импонирует в твор

честве «старших»?

.— Потрясающая работоспособность, полная самоотдача в работе. Уверена, что. ни в одной области творческого труда нельзя добиться успеха только за счет одаренности. Необходимо постоянное совершен-, ствование, и в этом такие актрисы, как Татьяна Ивановна Шмыга, Татьяна Леонидовна Санина, служат для меня образцом.

—        Скажите, а ваши внешние

данные—это тоже результат по

стоянного труда?

—        Конечно, и не малого. Скажу

по секрету: я очень склонна к пол

ноте. Когда мне было всего 15 лет,

при росте 166 сантиметров я весила

67 килограммов, и тогда я твердо

решила похудеть. Стала делать за

рядку, ограничила сдобное, сладо

сти. Постепенно похудела, но как

только переставала соблюдать ди

ету, вновь набирала килограммы и

поняла: я должна всю жизнь строго

следить за собой. Сейчас никогда

ничего, кроме фруктов, не ем на

ночь, дважды в неделю плаваюв

бассейне, по утрам делаю зарядку

не менее 30 минут.

И за кожей, конечно, слежу. Холодные и горячие примочки, массаж для подбородка и шеи — на это уходит еще минут 10—15. А ведь у меня сын пошел в школу и требует внимания. Но для того, чтобы оставаться молодой, не надо лениться. Убеждена, что от женщин, которые любят много есть и много спать, молодость уходит быстрее.

 

Беседу вела Я. ТАНИЧЕВА

 

 

 <<< Содержание номера    Следующая страница >>>